На день рождения соседки зашла знакомая с пятилетней дочкой. Девочка сразу же направилась к столу с угощением, начала брать что-то вкусное с блюд руками и тут же потребовала себе „всего и побольше…». За пару часов она постоянно находилась в центре напряженного внимания хозяйки: роняла предметы, перебивала говорящих и что-то просила. Куски непонравившегося блюда выплевывала на стол. Затем, наевшись и облизав пальцы, вышла из-за стола и начала с упоением исследовать содержимое ящиков в чужом шкафу. Решив хоть как-то скрасить поведение дочери, мама с восторгом начала рассказывать о ее талантах и активности. Ей нравилось, что девочка растет „без комплексов».
В гости эту семью никогда больше старались не приглашать ни вместе, ни порознь.

Детские шалости

Когда ребенок лезет рукой в общее блюдо, раскидывает куски, стучит ложкой и требует чего-то, некоторым мамам кажется, что все должны умиляться милым шалостям. Все это „списывается» на детскую непосредственность. Однако дитя вырастает, и оказывается, что время упущено. Если вам не удалось привить правила поведения вашему ребенку с трех лет (позднее с пяти) и вы только перед походом в школу начинаете рассказывать ему о том, „что положено», то рискуете безнадежно опоздать. Возможно, в тех ситуациях, которые ваш ребенок посчитает важными, он еще сумеет сдержать себя, но если забудется на минуту, сразу же совершит бестактность.

Играем и учимся

Часто в гостях, оказавшись в тесном кружке, самые тихие малыши начинают бузить.
Чтобы предотвратить это, про- ведите заранее „репетицию» того, как вы пойдете в гости. Домашний обеденный стол — лучший полигон для того, чтобы отработать правила поведения. Можно рассказывать ребенку за обедом сказки о волшебниках, а можно — быль о том, как себя вести и благодаря этому чудесно преуспеть в обществе. Обед пройдет незаметно и с пользой.
Вам также не обязательно изнурять себя и свое чадо подробным изучением правил этикета для детей.

Сначала помогите малышу понять главные позиции:

• этикет — это свод правил, принятых для того, чтобы люди могли свободно и уверенно общаться друг с другом, не мешая своими действиями другим. Понимая это, ребенок легко усвоит, почему в гостях не следует без спроса совать свой маленький носик в чужие вещи, вмешиваться в разговор взрослых, бросаться кусками, шуметь и так далее;

• скромность, спокойное поведение и терпимость — подлинное украшение гостя, даже если он не знает всех тонкостей этикета. Поэтому лучше всего подождать, когда тебе предложат какое-то блюдо или подадут десерт, чем шумно его требовать. Большая компания, тем более за общим столом, — для малыша это первое испытание его детскому эгоизму.
Желание вызвать особое внимание к своей персоне должно отступить, а чтобы подкрепить его хорошее поведение, неплохо поощрить ребенка призом.
Каким? Попробуйте разбудить свою фантазию. Никто лучше вас не знает пристрастий малыша;

• для ребенка окружающий мир — это поле для игры и исследования. Поэтому ему интересно находить новые способы еды и использования ложек с вилками. Этикет он воспринимает как нечто мешающее его любопытству и творчеству. И только одно объяснение примирит его с жесткими правилами — они придуманы, чтобы все жили в мире друг с другом;

• спросите его: „А тебе понравилось, если бы с тобой рядом сидел маленький буян, кричал и безобразничал? Думаю, что нет, поэтому веди себя, как человек, с которым другому приятно оказаться рядом».

Станьте примером

Взрослые, к сожалению, часто живут по двойному стандарту.
Дома, у ребенка на глазах, многие из нас позволяют себе все, что угодно, но, выходя „в люди», буквально преображаются.

А малышу трудно понять, почему мама, которая только что сидела на подоконнике, качая ногами, одновременно шумно прихлебывая чай и громко болтая по телефону с соседкой, вдруг резко изменила свое поведение и теперь за чужим столом застыла с замороженным видом, требуя того же от него. Детям не свойственны лицемерие и быстрый переход от одной модели поведения к другой. Чем большее различие в поведении близких, тем сложнее воспитать кроху в рамках общепринятых правил.

Английская поговорка гласит: „Наилучшая проповедь — хороший пример». И не забудьте, что пример должен быть постоянным. Иначе, забывшись на минуту, вы шокируете окружающих резкой переменой поведения. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок всегда и при любых обстоятельствах вел себя так, чтобы его ставили в пример в качестве образца воспитанного человека, то ведите себя постоянно в соответствии с правилами. И в гостях, и дома.
Чем раньше вы начнете уроки поведения в обществе, тем лучше. Мамы водят своих детей на разные обучающие курсы, забывая о том, что самые затейливые знания и навыки не помогут, если ребенок ведет себя, как „медведь в посудной лавке».

Учить этикету с детства, может быть, важнее, чем иностранному языку или чему-то еще. Человек может освоить чужеземный язык в любом возрасте, а вот взрослый невежа неисправим.
У него сформировались привычки и шаблоны поведения на подсознательном уровне, а это значит, что, даже признав необходимость вести себя более скромно, он автоматически будет поступать некрасиво.

Но как сделать так, чтобы замечаниями и запретами не заглушить характер, его творческое начало, которое существует в каждом ребенке? Постоянно читая ему нотации, он будет себя чувствовать в гостях скованно, опасаясь поступить не comme il faut (как полагается), выражаясь по-французски. Можно построить воспитание так, что и воображение у ребенка будет развиваться, и правила поведения запомнятся.

• Дети любят делать все наоборот. Спасает только то, что играть они любят еще больше.
Сыграйте несколько раз в игру „Принцесса на горошине»— пусть ваш малыш превратится в царственного отпрыска и в этом качестве выходит на прогулку, здоровается и принимает трапезу за столом. Задача мамы — говорить „ваше высочество» и вести себя так, словно вы сами — королева или по крайней мере придворная дама. Первое время ребенок будет жеманничать и переигрывать, но потом войдет в роль.

• Можете поиграть в этикет, используя игрушки. Пусть куклы ходят в гости друг к другу, гуляют по улице и там… Далее подскажет ваша фантазия.
Придумывая импровизированные сценки, можно показать, как смешно бывает смотреть на невоспитанного невежу и как приятно выглядит тот, кто корректно ведет себя. Можно придумать двух постоянных героев с ярко выраженными негативным и положительным характерами. Не забывайте похвалить „хорошую» куклу и дать шанс другой: „Ну а ее подружка скоро исправится».

• У многих детских поэтов и писателей есть произведения на эту тему, которые понятно и в картинках разъясняют правила поведения. В стихах это запоминается лучше. Выбирая на ночь книжки, отдайте предпочтение именно таким стихам и рассказам. Не одно поколение выросло, читая роман Марка Твена „Принц и нищий» или стихи „Медведя лет пяти-шести учили, как себя вести…».
Заучите наизусть самые полезные строки. Таким образом вас поддержит больший авторитет.

• Обращайте внимание вашего ребенка на воспитанных людей. Этим можно заниматься на прогулке, в гостях и даже во время просмотра телевизора.
Посмотрите исторические к фильмы с точки зрения этикета в разные эпохи и у разных народов. Объясняйте вашему сыну или дочери, почему люди ведут себя так или иначе.
Не стоит повторять фразу, которая ничего ребенку не объясняет: «Так принято!», если он спросит, почему люди смешно раскланиваются. Скажите, что подобным образом раньше выражали почтение и доверие к собеседнику.

• Существует два способa воспитать человека — ругать за неправильное поведение и хвалить за примерное.
Богатый человеческий опыт подсказывает, что второй способ все же эффективнее.

Поддержите

Малыши рождаются, как белый лист, без малейшего представления о том, как нужно вести себя. Они не виноваты в том, что не знают этикета. Родителям, конечно, не запретишь шлепнуть ребенка по рукам и тем самым испортить настроение себе и ему. Но вы можете сделать лучше: похвалите малыша за хорошие манеры, а он будет готов повторять это снова и снова.


— AD —