Фантазируем в игре: как развить в ребенке способность к воображению, к фантазии


Ребенок — это сгусток энергии, которую важно направить в мирное русло. И это выполнимая задача. Родителям достаточно вспомнить свои самые позитивные детские ощущения: насколько они были непосредственны в своих желаниях, когда в их играх участвовали мама и папа, когда и родители, и дети говорили на одном языке, когда их воображению не было границ, одним словом, когда они были по-детски счастливы.


— AD —

Фантазия – двигатель прогресса

Думаю, все знают расхожую фразу «Лень — двигатель прогресса». А что если попробовать ее чуток переделать?
Как вам такой вариант: «Фантазия — двигатель прогресса»? Ведь если бы не было на свете выдумщиков, наверняка и не было бы многих облегчающих жизнь предметов, например, компьютеров, автомобилей. Кстати, детских рассказов и сказок с их необычными героями, которые успешно нашли свое воплощение в игрушках, тоже не было бы.

Вот как важно уметь фантазировать! Дорогие родители, давайте поможем нашим детям развить способность к воображению, к фантазии. Как знать, может, мы растим будущих гениев. Ну а проще всего сделать это, конечно же, в игре, вернее, играя вместе с детками.

Для самых маленьких

Самый простой способ заставить работать воображение ребенка, ну, скажем, лет четырех — поиграть с ним в «Что на что похоже?». Те из родителей, что постарше, наверняка вспомнят советский мультфильм с аналогичным названием, главный герой (щенок) которого очень любил фантазировать. Все, что попадалось ему на глаза, при помощи воображения и фантазии мгновенно преображалось во что-то новое.

Все вокруг считали этого щенка немного странным, но вскоре и сами увлеклись этим занятием. Им понравилось воображать — ведь чуточку фантазии, и даже самый обыкновенный листочек мог превратиться в бабочку, безобидная пчела — в грозного тигра, а укрытое одуванчиками поле — в большой снежный сугроб. Скука, мучившая героев этого мультфильма, сразу же пропала. Такой игрой можете увлечься и вы. Начните с самого простого, например, посмотрите на небо: на что похожи облака? Вот плывет «кораблик», а рядом «медвежонок» и «колобок». А лужи, которые не успели высохнуть после дождя, ну чем не «океан», который необходимо преодолеть, да еще и ноги не замочить при этом? Природа дает нам массу возможностей для подобных игр: ветки, деревья, шишки, листья.

Конечно, ребенку в этом возрасте сразу будет сложновато провести какие-то аналогии, поэтому будет лучше, если родители покажут пример, потом начнут слегка «подталкивать» ребенка, ну а когда малыш освоит эту технику, можно устроить соревнования, кто придумает больше образов. Естественно, мамы и папы проиграют, ведь с юным фантазером никто не сравнится в способности видеть в заурядных вещах нечто необычное.

Спаси героя!

Деткам постарше можно смело усложнить задачу. С героями сказок, приключенческих фильмов, мультфильмов иногда случаются просто невероятные истории. Они попадают в различные переделки, их преследуют отрицательные персонажи. Выберите любимого героя вашего ребенка и пофантазируйте, придумайте какой-нибудь волшебный предмет или талисман, чтобы помочь тому справиться с неприятностями.

Попросите ребенка описать этот предмет, но не только то, как он выглядит, а какими свойствами будет обладать и как будет называться. Будет просто идеально, если ребенок сможет нарисовать его. Интересно, что бы сделал ваш юный фантазер, окажись в его руках этот волшебный талисман? Стал бы он спасать только своего «кумира» или использовал его во благо других тоже?

Сочинители сказочных историй

Хорошо развивает воображение и додумывание сказок, только тут есть один секрет. Чтобы ребенку не было скучно, этот процесс можно также превратить в игру. И лучше если участников этого действа будет несколько: например, мама, малыш и папа или бабушка, или кто-то из сестренок или братьев. Начните рассказывать (или читать) какую-нибудь сказку, можно даже незнакомую, в какой-то момент прервитесь и попросите ребенка ее продолжить. Только заранее обговорите условия.

Тот, кто читает, — ведущий, у него в руках мячик, и кому он кинет этот мячик, тот и должен будет продолжить повествование. Так, мячик будет передаваться из рук в руки, сказка сказываться, а история получится ну просто удивительная! Особенно если участники этой игры попробуют перемешать героев нескольких сказок. Есть идея! Наиболее удачные варианты сказок можно записывать, получится замечательная книжка, естественно, с иллюстрациями юного художника. А потом общее творение можно подарить любимой бабуле.

Памятка для взрослых

Вариантов игр, где ребенок может проявить свою фантазию в полной мере, множество, тут все зависит от желания взрослых вновь почувствовать себя детьми. А для того чтобы процесс этот прошел успешно, так сказать, без сучка и задоринки, я взяла на себя смелость дать несколько несложных советов. Надеюсь, они вам помогут.

Уделяйте ребенку внимание. Мы, взрослые, часто думаем, что ребенок может поиграть сам, тогда как мы спокойно посмотрим любую телепередачу. Но забываем при этом, что полутора-двухлетний ребенок самостоятельно будет играть не более десяти минут. А все потому, что взрослые не расширили границы познания, то есть не показали, как играть. Ну а ребенку более старшего возраста нужно еще больше внимания, ведь он черпает всю информацию от взрослых.

Создайте ребенку личное пространство. Маленькому человечку важно знать, что у него есть свой уголок, где он главный, а никак не родители. И все, что там есть, принадлежит только ему.
Предлагайте свой вариант игры, но ненавязчиво. Заинтересуйте малыша, а уж потом играйте по-вашему.

Будьте с ребенком на равных. Именно в игре ребенок чувствует себя таким, как взрослые.
Не забывайте хвалить ребенка, и делайте это искренне, дети отлично чувствуют обман. Но и перехваливать не надо — у ребенка должен быть стимул для роста.

Никогда нельзя этого делать!

• Постоянно развлекать ребенка. Он так никогда не научится самостоятельности, а во взрослой жизни это может обернуться пассивным отношением к любым делам.
• Игнорировать ребенка. Малыш все негативные эмоции проецирует на себя, ему еще сложно понять, что родители устали.
• Критиковать игру и ее правила. Ребенку нужно одобрение, он хочет самоутвердиться, проявить свою фантазию, а «удар по рукам» может разрушить не только все волшебство игры, но и доверие ребенка взрослым.
• Диктовать роли в игре, навязывать их. У ребенка есть свои желания и потребности, и не нужно ему навязывать свое мнение. Если уж так хочется, попробуйте переубедить малыша, вернее, направить его интерес в другое русло.