Фонематический слух у детей: развитие слуха. Игры для развития фонематического слуха у детей


Слух — врожденное свойство организма. Он нужен человеку не только для общения, но и чтобы ориентироваться в пространстве.
У ребенка слух начинает развиваться, когда кроха еще в животике.
Еще находясь в утробе, малыш слышит сердцебиение мамы, шум движения крови по сосудам, звуки, доносящиеся снаружи. Когда ребенок появляется на свет, количество звуков увеличивается во много раз. Но для него они сливаются в монотонный шум, среди которого он пока различает только свой плач. У новорожденного слуховое внимание не развито. Ему этому еще предстоит научиться в самое ближайшее время.


— AD —

Развитие слуха

За разделение шума на различные звуки отвечает фонематический слух у детей. Кроха научится различать звуки, которые он слышит чаще всего. Одним из самых первых достижений будет выделение голоса мамы, изучение его интонации.
Мама с папой часто обращаются к малышу по имени, и это позволит ему быстро запомнить это слово. С самых первых минут своей жизни ребенок развивает свой фонематический слух. Когда мама поет колыбельную песенку и в такт укачивает малыша, у него развивается чувство ритма.

При нормальном развитии фонематического слуха ребенок к концу первого года распознает часто употребляемые слова. Ко второму году кроха уже может различать все звуки родного языка.
Важно ли развивать фонематический слух? Конечно важно! Предложите вашему ребенку игры для развития слуха. Приступая к упражнениям с малышом, удостоверьтесь, что его физический слух не нарушен.

Игры для развития фонематического слуха у детей

«Жмурки». Для этой игры необходим колокольчик или любой другой звучащий предмет. Малыш закрывает глаза, а вы встаете в стороне и тихонько звоните (гремите). Ребенок должен повернуться туда, откуда слышен звук, с закрытыми глазами угадать направление. По мере роста крохи игру можно усложнить. Малыш, не поворачиваясь, должен ответить «Где звенит?»: справа, слева, спереди, сзади, внизу, вверху.

«Звуки в коробочках». Возьмите четыре емкости. В одну положите пуговицы, в другую — горох, в третью — камешки, в четвертую — песок (можно использовать любые наполнители: разнообразные крупы, скрепки, бусины — все, что найдется у вас дома). Потрясите коробочку, пусть малыш определит, что внутри.

«Волшебная палочка». Сделайте волшебную палочку. Постучите ею по любым предметам, которые находятся в доме. Пусть предметы в доме зазвучат. Прислушайтесь, пусть малыш запомнит, что как звучит. Потом он с закрытыми глазами должен отгадать, что звучало. Дайте палочку крохе — теперь ваша очередь отгадывать, а ребенок с удовольствием вас поправит.

«Чудо-звуки». Послушайте с малышом скрип двери, звук шагов, свисток, тиканье часов, шум воды, звон ложки о стакан и другие звуки и бытовые шумы. Ребенок должен четко научиться различать их звучание с закрытыми глазами.
Сначала он должен угадать один звук. Потом вы издаете 2-3 звука, и малыш должен их назвать. Можно довести число звуков, которые ребенок одновременно должен удерживать в памяти, до 7-10.

«Подскажи словечко». Эта давно знакомая всем игра прекрасно способствует развитию фонематического слуха. Делайте паузу, читая знакомые стихи, сказки: так вы будете побуждать ребенка самому произносить недостающие слова.

«Послушай и покажи». Подбирите несколько картинок со схожими по звучанию словами (дом — сом — ком, ложка—кошка), называете предмет, а ребенок его показывает на картинке. Не забудьте поменяться ролями и ошибаться, давая малышу возможность заметить вашу ошибку и исправить ее.

«Узнай голос». Запишите на электронный носитель голоса знакомых и родных, свой голос и ребенка. Послушайте запись вместе. Малыш должен узнать свой голос и голоса своих близких. Возможно, ребенок сразу не узнает свой собственный голос — он же еще не слышал его со стороны.

Игры для развития слуха и ориентации в пространстве

И снова «Коробочки». Вам понадобятся два комплекта коробочек. Один комплект для ребенка, второй, с такими же наполнителями. —для вас. Вы берете свою коробочку и трясете ее. Ребенок внимательно вслушивается. После он берет свои коробочки, ищет звучащую аналогично. Игра должна идти до тех пор, пока все пары не найдены. Не забывайте меняться ролями, обязательно иногда ошибайтесь. Дайте ребенку возможность исправить вас.

«Правильное слово». Выберите любые картинки из детского лото или воспользуйтесь иллюстрациями из книг, энциклопедий. Показывайте крохе картинку и называйте сами предмет, но немного хитрите — заменяйте первый звук (мобака, хобака, собака, лобака). Малыш должен хлопнуть в ладошки, услышав правильный вариант произнесения слова.

«Камертон». Предложите проговаривать по слогам ребенку любой стихотворный текст, одновременно отстукивать его ритм.

«Что за машина?» Пусть малыш угадает, какая машина проехала по дороге — легковая, грузовая, автобус. А потом определит, в какую сторону она поехала: например, в сторону магазина или в сторону детского сада (вправо, влево, если малыш уже умеет различать эти понятия).