Как искать и найти хорошего специалиста по детской душе? Это непростая задача.

Зачем идти к психологу?
Вот лишь некоторые проблемы, с которыми сталкиваются первоклассники: недостаток уверенности в себе и своих силах, потеря интереса к учебе, неумение сосредоточиваться. Конечно, со временем все встает на свои места, но сколько сил приходится на это потратить!
Исследования нейропсихологов показывают, что почти все нынешние дети нуждаются в помощи специалиста. Дело в том, что современная жизнь, особенно городская, изменяет естественный ход развития ребенка. Дети не стали глупее, просто у них есть особенности, с которыми наша школа пока не умеет справляться. Так, выявлено, что сейчас у дошкольников возникает больше проблем с пространственным мышлением, чем у их сверстников лет двадцать назад. И „зеркальное письмо» (когда ребенок пишет буквы не в ту сторону), так часто мешающее детям быстро научиться писать, — как раз результат этого недостатка. С ним легко справиться, если позаботиться об этом еще до школы.
Еще одна распространенная беда нынешних дошкольников гиперактивность.
Поэтому год перед школой хорошо посвятить занятиям и играм, помогающим ребенку научиться сосредоточиваться.
Кстати, об играх. Психологи, не уставая, твердят: современные дошкольники не успевают наиграться. И не только потому, что времени не хватает: и не с кем, и негде. Культура дворовых компаний, в которые раньше собирались дети самого разного возраста, почти утеряна, компьютера и телевизора в нашей жизни стало слишком много, мамы и папы чересчур заняты, а бабушки зачастую живут очень далеко. Недоигравшие дети труднее приспосабливаются к школе. А походы к психологу, особенно если он не чужд методов игровой или арт-терапии, помогут восполнить этот пробел.
Однако во время работы с психологом могут обнаружиться не только возможные сложности, но и сильные стороны вашего ребенка. Они-то и станут фундаментом его будущих побед, и родителям хорошо бы знать о них. Лена решила искать хорошего специалиста. Казалось бы, в большом городе, где живет она и ее семья, это не такая уж сложная проблема.
Но все оказалось не так-то просто.


— AD —

Молодые знают больше

Сначала Лена по наивности подалась к психологу школы, в которой Саше пришлось бы учиться по месту жительства.
Дама долго разговаривать не стала, а сразу сунула мальчику какие-то листочки с картинками — мол, выбирай, что здесь лишнее. Сашка с заданием справился быстро, но от следующего категорически отказался. Сказал, что такое он уже дома выполнял и ему теперь неинтересно. Дама посмотрела на Лену с неодобрением и строго спросила: „Что это он у вас такой неадаптированный к социуму?» В первые полсекунды Лена почувствовала себя виноватой. А потом наткнулась на угрюмый Сашкин взгляд и подумала, что эта дама ей тоже совсем не нравится.
Конечно же, далеко не все школьные психологи такие. В школах работает очень много сильных специалистов. Для детских психологов школа или детский садик — это как для балерин ежедневные занятия у станка. Нигде им не приходится так много работать. Это прекрасная практика для думающего специалиста.
Но тут есть свои тонкости. Дело в том, что профессиональных психологов пока не хватает и во многих школах их обязанности по совместительству выполняет кто-нибудь из педагогов. Даже если у него есть профессиональное психологическое образование, педагогический стаж даром не проходит, и в таком специалисте учителя больше, чем психолога. А это — две разные профессии.
Еще одна тонкость: молодые психологи оказываются более продуктивными и творческими, чем те, кто работает в школе давно. Объясняется это просто: психология вообще молодая наука, а в нашей стране активно развивается как раз последние десять лет. Психологи старшего поколения воспитаны в традициях советской психологии, которая имела мало отношения к личностным и возрастным проблемам человека. Молодежь же активно осваивает новые методы, овладевает практическими знаниями и ориентирована на помощь конкретному человеку, а не на подгонку его особенностей под общепринятый стандарт.
Следующим приключением стал поход к специалисту, которого рекомендовала Лене коллега по работе. Эта „душеведка» оказалась склонной к мистике и все толковала Лене про какую-то подпорченную карму и пагубное влияние на жизнь ее ребенка некоторых планет. Подобная ситуация очень характерна. Для многих людей в нашей стране психология почти такая же темная и мистическая вещь, как и какое-нибудь колдовство. Этим активно пользуются шарлатаны, помещающие в прессе примерно такие объявления: „Психотерапевт окажет помощь в снятии порчи и сглаза». Но ни один уважающий себя профессиональный психолог не станет пользоваться такой приманкой.
К тому моменту, когда Лена познакомилась с Татьяной Андреевной, она уже не очень надеялась на то, что ее затее суждено сбыться. Но тут как раз подвернулась эта случайная встреча в гостях. Компания была женская, и Лена поделилась своей проблемой. Оказалось, что веселая молодая женщина Татьяна — детский психолог, и она готова Лене помочь.

На приеме: тесты и игра

Татьяна принимала клиентов в одном из городских психологических центров. Лена с Сашей оказались в комнате, где было много самых разных игрушек, несколько мольбертов, большой стол с красками, мелками и коробками пластилина… Саша некоторое время держатся за руку мамы, потом идет исследовать мир игрушек… Татьяна поговорила с Леной, а потом попросила ее подождать в коридоре, пока они с Сашей поболтают… Примерно через час из комнаты вылетел улыбающийся Сашка, и Татьяна пригласила Лену поговорить, мальчик ждал маму в коридоре.
Выяснилось, что Татьяна успела не только поиграть с мальчиком, но и провести все необходимые тесты. Лена узнала, что интеллектуально Саша вполне готов к школьной жизни, но ему было бы неплохо потренировать умение сосредоточиваться. К тому же у мальчика слегка заниженная самооценка. Татьяна сказала: „Проблемы не настолько серьезные, чтобы придавать им большое значение. Но для Саши было бы лучше с ними поработать». Договорились, что мальчик будет ходить к Татьяне каждую неделю в течение двух месяцев. А потом все вместе решат, надо ли продолжать занятия.

Вопрос №1: как искать?

Лене и Саше повезло. Но путь к хорошему специалисту может быть гораздо короче. Вот несколько советов.
Хорошего специалиста легче всего найти по рекомендации людей, мнению которых вы безусловно доверяете. Но и в этом случае, не стесняясь, спрашивайте психолога о том, где он учился, как давно работает и какие методы предпочитает.
Спросите, членом какой ассоциации психологов он является, и попросите телефон, по которому это могут подтвердить. Если вы решили искать психолога по объявлению в газете, на такие „мелочи», как диплом об образовании и специализации, стоит обратить особое внимание. Справка или нечто вроде сертификата об окончании двухмесячных курсов психологии ни в коем случае документом об образовании не являются. Но и десять дипломов о высшем психологическом образовании не означают, что вы имеете дело с хорошим специалистом.
На что еще стоит обращать внимание, когда вы идете на первый прием?
• Грамотный психолог-консультант или психотерапевт устанавливает хороший контакт с ребенком в первые же минуты.
Если после первого сеанса ребенок скажет, что хотел бы еще встретиться с этой тетей, выбор сделан правильно.
• В общении с ребенком и с вами профессионал будет избегать оценочных суждений. Он никогда не скажет: „Вы неправильно воспитываете ребенка» или „Ваш мальчик очень агрессивный».
• Настоящий специалист всегда работает за деньги. Другое дело, что каждый из них может определять рамки гонорара по собственному усмотрению.
• Психолог, который серьезно работает с детьми, старается оборудовать помещение, в котором он ведет прием. В комнате должно быть много игрушек самых разных размеров, форм и назначений.
Есть и материалы для творчества, поделки и рисунки маленьких клиентов.
• Кроме тестовых методик хороший детский психолог обязательно использует проективные методы диагностики (то есть рисунки и поделки) и некоторые элементы игровых методик.