Перед началом первого учебного года очень важно подготовить детскую руку к письму.
Перед будущим первоклашкой поставлена неимоверно сложная задача. Малыш должен успевать записывать то, что требует учитель, сидеть ровно, не сутулясь, успевать за другими ребятами, следить за наклоном букв, не допускать помарок в тетради — и всё это делать одновременно!
Говорить об аккуратном и красивом почерке в начальный период обучения преждевременно. Как правило, ребёнок, пишущий аккуратно, вне зависимости от количества ошибок, получает снисходительное одобрение и пожелание в будущем быть более внимательным. А вот малыш, пишущий без ошибок, но некрасивым, корявым почерком, вызывает беспокойство у учителя и у родителей. Такого ребенка можно заподозрить в лени, нежелании стараться. А может, малышу просто не дается красивый почерк?
Он, наверняка, старается, но через несколько минут чистописания рука ребенка потеет, ручка скользит, пальчики затекают и наваливается такая усталость, что просто караул кричи!
Ведущая рука
Часто родители и даже сам будущий ученик и не догадываются, что он скрытый левша. Возможно, ложку ребенок держит в правой руке, а рисует, держит ножницы или играет и отбивает мяч — левой? Если самостоятельно решить сложно, стоит обратиться к психологу, ведь эти показатели важны для выявления леворукости. В таком случае для первоклашки необходимо будет приобрести ручки и ножницы для левшей (продаются в канцелярских отделах). Малышу будет гораздо удобнее работать в классе.
Рабочее место
К учебному году необходимо позаботиться о рабочем месте малыша. Будущий первоклассник сидеть должен ровно, не сутулясь, не опираясь грудью на стол. Ноги, чтобы не болтались, нужно поставить на подставку (если стол куплен на вырост). Для правшей свет должен падать сверху и слева, для левшей — сверху и справа. Особое внимание обратите на подставку для книг. В центре стола — место для тетрадки, лежать она должна под углом в 45-50 градусов и наклоном в противоположную ведущей руке сторону.
Соответственно, левши наклоняют тетрадь вправо. Обклейте малярной лентой (она не оставляет следов) контуры тетради, и малыш сможет самостоятельно следить за её правильным положением.
Продолжительность занятий
Каждому ребёнку кажется, что он слишком много времени проводит за уроками, а взрослым кажется, что слишком мало. Малыш просто физически не способен проводить несколько часов за письменным столом. Продолжительность занятий в тетрадях не должна превышать 7-10 минут.
Выполнение задание должно чередоваться с отдыхом. В союзники можно призвать песочные часы на небольшие отрезки времени (3-5 минут). Малыш будет поглядывать на часы, демонстрирующие приближение столь желанного отдыха.
Пишущая ручка
Особое внимание стоит обратить на первую пишущую ручку ребёнка. Ручка должна быть шариковой (гелевой или масляной писать, конечно, легче, но малыш может легко ими перепачкаться), нетолстой, нетяжелой. Желательно, чтобы на ручке присутствовала резиновая полоска, чтобы не выскальзывать из уставших детских рук.
А лучше всего, чтобы малыш сам попробовал подержать её в своих руках и понял, удобно ли будет ему писать.
Средства для укрепления детской руки
Ловкость рабочей руки ребёнка и степень его владения ручкой можно проверить, если предложить малышу взять большим, указательным и средним пальцем карандаш и покрутить его вправо-влево.
Движения должны быть плавными, уверенными, а карандаш не должен выпадать из руки. Также можно имитировать игру на пианино, почаще лепить, шнуровать и т. д. Чтобы укрепить детскую ручку, можно использовать старую резиновую игрушку в качестве эспандера. Только не забудьте удалить пищалку.
Прописи
Сейчас в книжных магазинах большое количество различных прописей. Обязательно ориентируйтесь на возраст своего ребёнка.
У «хороших» прописей качественные картинки с крупными графическими элементами, хорошее качество полиграфии, четко сформулированные задания, присутствует понятный образец.
Для леворуких детишек широко представлены прописи для левшей, помогающие таким детям приспособиться к необычным для них обстоятельствам.
Проговаривание написанного
Кроха учится переводить услышанный звук в видимый образ-букву. Чтобы связь между звуком и буквой укрепилась как можно быстрее, при написании буквы обязательно нужно проговорить вслух ее звучание. Так больше вероятность избежать смешение на письме букв, сходных по написанию (первоклашки часто путают Э-Е, З-Е, Ш-Щ).
Одна моя знакомая первоклассница целый год писала Зрофеева Лиза.
Индивидуальная скорость ребенка
Как правило, многие первоклашки медленно пишут. К таким деткам нужен особый подход-уменьшить объем и темп, писать, возможно, отдельно от других ребят, провести диктант или списывание. Со временем темп будет ускоряться, ведь малыш не будет задумываться, как пишется та или иная буква. Придет так называемый автоматизм написания.
Состояние здоровья
Родителям нужно быть начеку. Если у ребенка резко изменился почерк, снизилась работоспособность, навалилась бесконечная усталость, пришла несвойственная малышу небрежность в тетради, которая насторожит не только вас, но и учителя, стоит своевременно обратиться к врачам.
Лишь от родителей зависит успех ребенка. Прежде чем требовать что-либо от ребёнка, следует своевременно помочь малышу, учитывая его индивидуальные особенности. Нужно стремиться к тому, чтобы учеба для него была радостью, а не стрессом.