Игрушка в жизни ребенка: какие нужны игрушки для развития ребенка


Игрушка — это не только предмет забавы, прежде всего — это средство психического развития ребенка. Это инструмент, с помощью которого малыш познает мир.
В первый год жизни малыша игрушки помогают развитию ориентации, зрительного восприятия (малыш следит за игрушкой, фиксирует взгляд), слуховой координации (поворачивает голову к игрушке), моторики кисти (берет игрушку в руку).


— AD —

Какие игрушки необходимы ребенку

До месяца лучшие игрушки — это ладонь и пальцы матери, которые необходимы для обеспечения тактильного контакта; другие игрушки пока не нужны.
С 1 до 3 месяцев у малыша формируются механизмы слухового и зрительного восприятия. Он начинает фиксировать взгляд на лице, пытается следить за ним. Над кроваткой на высоте 50-60 см подвешивают игрушки, чтобы они находились у него на уровне груди — так он сможет их рассматривать.

В 2-3 месяца ребенка интересуют различные предметы.
Теперь настало время обеспечить малышу возможность рассматривать окружающий мир — например, наклеить яркие обои; это могут быть и подвешенные к потолку разноцветные геометрические фигуры, на которых ребенок фиксирует взгляд. В кроватке можно повесить контрастные и яркие предметы (в этом возрасте ребенка почему-то привлекает желтый цвет), музыкальные игрушки — колокольчики, погремушки.

Для развития координации движений нужно несколько раз в день проводить с ребенком глазодвигательную гимнастику, перемещая яркую игрушку на расстоянии 0,5 метра от него. При этом нужно следить за движением глаз ребенка и если он устал — прекратить занятие. Для стимулирования целенаправленных движений и развития координации «глаз — рука» полезно вкладывать малышу в руку погремушку, хотя он пока еще не может манипулировать ею.

В 3-4 месяца игрушки висеть должны ниже — так, чтобы ребенок мог натолкнуться на них, потом хватать руками. Не надо вешать сразу много игрушек, и среди них, конечно, не должно быть надувных шаров.

Период от 3 до 6 месяцев — это пора расширения игрового пространства малыша — периодически его нужно помещать на ковер или в манеж. В это время объем осознанных ребенком движений расширяется: он начинает хватать предметы, пытается дотянуться или докатиться до игрушки. Увеличивается и их арсенал: резиновые «пищалки», браслетики-погремушки, говорящие и простые музыкальные игрушки с большими клавишами, «неваляшки». Чтобы игрушки не надоедали, не нужно давать их все одновременно; надоест одна — дайте другую.

Периодически их нужно прятать, и через пару дней ребенок будет радоваться старой игрушке как новой.
Обязательное условие — возможность санитарной обработки игрушек, так как при прорезывании зубов дети начинают все тянуть в рот.

На определенном этапе малыш начинает бросать игрушки и следить за тем, как они падают (формируется ориентация в эвклидовом пространстве). Поэтому важно, чтобы игрушки были небьющимися.
После полугода возможности ребенка обогащаются. Он начинает активно ползать, садиться, пытается встать. У него начинает развиваться мелкая моторика — он пытается брать предметы целенаправленно пальцами, а не хватать, как раньше, всей ладошкой.

В этом возрасте очень важно показывать малышу, как обращаться с игрушками (катить машинку, открыть коробочку).
В возрасте 7-9 месяцев ребенку интересны звучащие игрушки, шары разной величины, разноцветные кубики, мисочки, ведерки, емкости для более мелких игрушек; может привлечь внимание кастрюля с крышкой, чтобы снова и снова открывать и закрывать ее. Для этого возраста созданы конструкторы из гибкой пластмассы. Как правило, это незамкнутые кольца, которые легко сцепляются (дети больше любят не сцеплять их, а грызть). Пробуждается интерес к книжкам с картинками; рекомендуются книжки из очень плотного картона.

Малыш уже может одновременно играть сразу двумя игрушками, кубиками, пирамидками — например, бить одной игрушкой о другую, а возникающий при этом звук (звон, грохот) ему очень нравится. Играя с набором кубиков или коробочек, он поначалу будет разрушать пирамидки и башни из кубиков, но после обязательно попробует что-то сделать сам.

На 10-12-м месяце игрушки становятся все разнообразнее: матрешки, пирамиды, куклы и предметы для игры с ними (чашечка, кроватка, коляска), разные животные (мишка, собака), заводные машины, звучащие, плавающие, надувные игрушки, корзинки и сумки, кубики с картинками и т.д.

После 1 года появляется потребность в мягких игрушках.
Для малышей лучше покупать игрушки из плюша, велюра, флиса, трикотажа: поскольку они любят все пробовать «на зуб», ворсинки могут попасть в рот. Для большинства детей мягкая игрушка – это живое существо. Ребенок не выпускает ее из рук, берет в кровать, на прогулку, в гости, при походе к врачу.

Мягкая игрушка может быть не только другом, но и «утешителем», особенно при дефиците общения. С такими игрушками ребенок чувствует себя в безопасности и при их потере очень расстраивается. Однако необходимо помнить о том, что мягкие игрушки являются накопителем пыли (а значит, опасны для детей с аллергией). Такие игрушки нужно регулярно стирать и периодически заменять. Любому ребенку можно давать только такие игрушки, которые легко чистить.

Вредные игрушки

Нередко родители в качестве игрушек используют различные предметы, не предназначенные для этого. Прежде чем дать малышу с чем-нибудь поиграть, подумайте о возможных (пусть даже маловероятных) последствиях. Лазерные указки, светодиодные фонарики, компьютерные «мыши». При неправильном использовании, а тем более — при их разборке существует риск лучевого воздействия. Даже кратковременный взгляд через лупу, очки, увеличительное стекло с небольшого расстояния может представлять опасность для зрения.

Теоретически даже пульт дистанционного управления, излучающий направленный пучок невидимого инфракрасного излучения, может повредить сетчатку глаза.
Мобильные телефоны и планшеты не нужно давать детям хотя бы потому, что они требуют аккуратного обращения и достаточно дороги. Но чего не пожалеешь для любимого чада, особенно если оно заходится в крике! Однако даже не касаясь финансовой стороны вопроса, нужно подумать об опасности таких «игрушек». Мобильные телефоны являются источниками сверхвысокочастотного излучения – даже в режиме ожидания или когда выключены, если не вынуть аккумулятор. Кстати, сам аккумулятор содержит едкую щелочь и химикаты, разъедающие ткани. Причем стенки его корпуса очень тонкие, и ребенок может их легко прокусить. А еще аккумуляторы и мобильные телефоны могут взрываться… На телефонных трубках живет много опасных микробов, а дети все тянут в рот…

Деньги и кошельки тоже не предназначены для детских игр. Побывав в руках многих людей, они собрали на себе огромное количество разных болезнетворных микробов.

Врач и знают, как часто приходится избавлять детей от проглоченных мелких предметов (монет, пуговиц, семечек, бусинок), которые застревают в бронхах. Если этого не сделать, начинает формироваться хронический бронхолегочный процесс. Но если повезет, проглоченные предметы выйдут сами, доставив родителям много неприятных переживаний.

Медикаменты. Ребенок заболел, стал капризным. Чтобы успокоить малыша, хороши ли любые средства? Ну, чем, например, опасна пустая упаковка от лекарств, которую он требует? (а вдруг в ней остались таблетки?) Или хорошо закрытая бутылочка с сиропом? (а что, если он ее откроет? Ведь самое безобидное детское лекарство в большой дозе может вызвать аллергическую реакцию или отравление).

А если лекарство осталось на столе, и ребенок может добраться до него сам? Опасность будет еще больше, если в его руки попадет препарат для взрослых, например, для снижения артериального давления, снотворное, сердечные средства. Здесь возможно не только отравление, но и худший исход. Нельзя формировать у малыша привычку играть с лекарствами!

Опасными могут оказаться на первый взгляд совершенно безопасные предметы, с которыми пытается играть ребенок. Например, полиэтиленовый пакет, который он может надеть на голову, висящие у него на шее на шнуре крестики или соски.
И, наконец, о вреде игрушек, изготовленных с нарушением технологии, с использованием токсичных красок и материалов, не имеющих сертификата безопасности. Такие игрушки приобретать не следует. Игрушки для малышей не должны легко ломаться; не должны содержать мелких деталей, которые маленький ребенок может взять в рот.

Безопасный дом

И еще один совет: беду лучше предупредить. Поэтому в доме, где есть маленький ребенок, нужно заблаговременно обернуть чем-нибудь мягким углы мебели, закрыть электрические розетки, убрать с пола провода, запереть в шкафчике бытовую химию и медикаменты.

А чтобы малыш не стягивал на себя со стола разные предметы, поставьте на край красивые пластмассовые кружки с прохладной водой и дайте ему возможность один раз опрокинуть их на себя. Поверьте, он полностью потеряет интерес к подобным действиям. И таких хитростей существует много.
Если на обычные предметы посмотреть критически-с точки зрения опасности для малыша, то беду можно и нужно предотвратить!