О воспитании духовности и нравственности говорили во все времена. Из века в век детишкам рассказывают поучительные сказки, из которых они прекрасно усваивают нормы социального гуманного поведения. Но… в результате получается примерно так:
- Ты зачем Васю бил? Ты что, не знаешь, что драться нехорошо?
Простое знание норм не спасает. От дошколят же смешно требовать соблюдения любых норм — в этом возрасте дети действуют, опираясь не на правила, а на собственные чувственные впечатления. Яблоко вкусное — не буду делиться. Кукла красивая — надо отобрать. Как же вырастить ребенка добрым? Нужно дать ему возможность получить те самые чувственные впечатления, пережить собственный опыт доброты. Казалось бы, что проще?
Но для того чтобы совершить добрый поступок, маленький человечек должен обладать базовыми психологическими навыками — умением видеть другого, понимать его состояние, чувствовать общность…
Специалисты Московского государственного психолого-педагогического университета разработали серию игр, которые помогают ребенку овладеть этими навыками. Прежде всего, они проанализировали причины и поводы детских конфликтов, которые мешают возникновению сотрудничества.
Основа, почва непродуктивных, асоциальных отношений — это восприятие сверстника как конкурента. Дух конкуренции пропитал наше общество.
В детскую среду его привносим мы, взрослые, — отчасти своими страхами: вот Петя будет стараться, его возьмут в элитную школу… Отчасти — своими… похвалами: любая оценка ставит ребенка в зависимость от взрослого, часто такой ребенок ради похвалы готов и «притопить» своего товарища. Поэтому одно из главных условий подобных игр — отсутствие какой бы то ни было соревновательности и оценки.
Кроме того, «зачинателем» конфликта во многих случаях являются предметы или несдержанный язык. Поэтому на самом первом этапе (а таких этапов семь) смело превращайте своих бук и забияк, например, в лесных зверят, которые – понятное дело — разговаривать не умеют. Можно заранее договориться об условном языке: поглаживания вместо приветствия, хлопки в ладоши, чтобы сообщить, что все хорошо… Или это могут быть цыплята, которые только что вылупились из яиц и, восторженно пища, исследуют мир, совершенно для них новый и непонятный. Предлагайте детям непривычные сюжеты, главное, чтобы они привыкли к мысли о том, что можно жить и общаться без языка.
На втором этапе ребятам предстоит освоить важное умение — видеть сверстника, замечать его внешность, настроение, поступки, которые он совершает. Дети очень любят игры в «подражалки», поэтому тут подойдут игры в «тень» или «зеркало» (причем на более продвинутом уровне «зеркало» может стать упрямым и делать все наоборот: вместо левой руки поднимать правую и т. д.). Подходит и любимый с детства «испорченный телефон».
Кстати, по кругу можно передавать не только слово, но и движение — при условии, что все ожидают «сеанса передачи» с закрытыми глазами.
На третьем этапе важно не только принять факт существования партнера, но и то, что у него могут существовать собственные потребности и интересы. Кто ни разу не играл в «Бабушка, распутывай», когда боль от вывернутых рук является надежным ограничением неправильных решений? Для усвоения этого навыка можно играть в «пластилин», лепя из кого-то замысловатую фигуру. Или в марионеток, привязав ниточки ко всем конечностям и раздав по одной всем участникам группы. Да даже просто провести по комнате с препятствиями «слепого» с завязанными глазами уже многого стоит!
Дальше — на четвертом этапе — важно дать ощутить детям волшебное чувство общности.
Больше всего нас сближают общие чувства: страх, радость, грусть. И вот мы заблудились с лесу, надвигается гроза, темнота ползет между деревьями…
Или мы играем в «кто смешнее засмеется». Или в страну радости и страну грусти, где радостные жители веселят грустных, заставляя их расхохотаться и перейти на свою сторону…
Только после того как эти и подобные им игры были много раз проиграны, психологи рекомендуют переходить к пятому этапу — играм на взаимопомощь и сопереживание. До этого детям необходимо пережить чувство общности — иначе они будут помогать не из сострадания, а за похвалу взрослого. Можно устроить «День помощника», шепнув на ухо каждому имя того, кому он весь день будет тайно помогать. И в течение дня напоминать об этом.
На шестом этапе мы, наконец, «обретаем язык». И начинаем учиться выражать им хорошие чувства (злость и обиду дети и так умеют выражать виртуозно). Мы будим «спящую красавицу» ласковыми словами. Или работаем волшебниками, чьи добрые пожелания сбываются. Надеваем волшебные очки, в которых видно только хорошее, и рассказываем человеку о том, что мы в нем увидели.
Можно даже хвастаться! Но не собой, а соседом. А можно представить, что все ребята — это сад, в котором цветочки начинают вянуть, если садовник не поговорит с ними ласково и нежно. И садовником, естественно, побыть должен каждый.
А на завершающем -седьмом — этапе мы включаем «высший пилотаж»: ту самую конкуренцию.
Но соревноваться будем за успех другого. Кто-то из нас станет мастером, которому нужно сделать аппликацию или выложить мозаику. А остальные — подмастерьями, которые будут подавать нужные материалы. А в конце можно устроить выставку работ каждой такой группы. А можно сесть в круг и начать рисовать… корову. Когда нарисуем голову — передаем листочки по кругу. Рисуем рога — передаем. И так до тех пор, пока все коллективные шедевры не будут завершены.
В подобные игры можно играть как в группе, так и с собственными детьми дома. А более подробно со всей программой и подборкой игр можно ознакомиться в книге Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой «Конфликтные дети».