Интоника: методика Лазарева. Программа Лазарева


Среди современных методик раннего развития ребенка особое место занимают методики Михаила Львовича Лазарева. Наполненные музыкой, динамичные, интересные занятия для малышей всех возрастов, несомненно, привлекут внимание заботливых мам и пап.


— AD —

Что такое интоника

Если говорить языком научным, то интоника — это метод интонационно-двигательного общения ребенка и матери, который разработал Михаил Лазарев — титулованный врач, педагог, психолог и музыкант. В его основе заложено понимание тесной связи матери и малыша, даже находящегося в утробе: только через общение со взрослыми ребенок постигает окружающий мир, получает нужную информацию и приобретает навыки поведения.
Для того чтобы это взаимодействие осуществлять в правильном русле, делать его полезным и плодотворным, Михаил Лазарев обратился к музыке.

Мамы и малыши музыку не только слушают, но и поют, декламируют под нее стихи, двигаются и даже дышат. При этом интоника — это не занятия музыкой, хотя музыки на уроках с избытком, она включает в себя гораздо больше.
Цель этого метода — создать условия для максимального раскрытия физических и психических способностей, формирование личности ребенка.
Интоника прекрасно подходит для развития малышей любого возраста.

Начинать обучать ребенка можно еще на этапе беременности. Для этого интонационную гимнастику, разучивание песен, выполнение упражнений проделывает мама, тем самым налаживая общение с малышом и подготавливая его к будущим занятиям. Для детей первого года жизни разработана голосо-двигательная гимнастика. На втором году это сенсорно-эмоциональная гимнастика, а на третьем году жизни — образно-логическая гимнастика. Для детей старшего возраста методы интоники включены в другие программы соответственно возрасту.

О чем поем

Буквально обо всем! Но главный вопрос не «О чем?», а «Зачем?». Ведь в случае с интоникой музыка и пение не цель, а средство. При помощи музыки на организм ребенка оказывается тройственное воздействие:
- психо эстетическое, при котором у ребенка развивается способность строить ассоциативный и образный ряд, укрепляется эмоциональная сфера;
- физиологическое, при котором тренируются отдельные функции организма;
- вибрационное: воздействуя на органы и системы, вибрации активизируют в них различные биохимические процессы.

Важным инструментом музыкального воздействия в методике является голос ребенка, который выступает в роли инструмента эмоционального дыхательного тренинга. Пение, речь и дыхательные упражнения активизируют жизнедеятельность организма, способствуют формированию ранних эмоциональных реакций, первичных связей между звуками, эмоциями, дыханием и движением.

Образ, музыка, движение

Ни одно занятие по интонике не обходится без этих трех составляющих, ведь иначе оно превратится в банальный урок пения или физкультминутку. Зрительное восприятие ребенка подкрепляется музыкальным, тактильным и двигательным сопровождениями.
Упражнения на занятиях могут быть самыми различными, игра на музыкальных инструментах, ритмическая гимнастика; танец, рисование и другое.

Главное, чтобы они соответствовали цели занятий — способствовали эмоциональному, физическому и интеллектуальному развитию ребенка.
Два-три занятия в неделю в группе и дома позволяют улучшить внешнюю функцию дыхания и движения, помогают ребенку быстрее осваивать речь, расширяют кругозор и улучшают адаптацию.

Говорить о теории можно сколь угодно долго, но интереснее всего послушать, что о методике Лазарева говорят практики.

Программа Лазарева «Здравствуй!»

В чем особенность программы «Здравствуй!» и как в ней преломляются методы интоники?
Если говорить об особенностях программы «Здравствуй!», то она разработана для детей 3- 6 лет и ориентирована в первую очередь на формирование мотивации у детей к основам здорового образа жизни (привычке к правильному питанию, личной гигиене, правильному восприятию себя и окружающих, физической культуре).

Что касается методов интоники, которые применяются в данном случае, то это, конечно, наличие трех важных составляющих: музыки, образа и движения. Сама подача материала через музыку, сказкотерапию и цветотерапию вызывает у детей естественный интерес к занятиям.

Музыка, образ, движение. Как они объединяются в рамках одного занятия?
Давайте возьмем конкретный пример. Представим, что наша задача — освоить метание. Игровым образом станет обезьянка. Прежде всего на занятии мы дадим детям возможность прослушать и пропеть песню «Обезьянка». Затем мы зададим вопросы по содержанию песни. О каком животном шла речь в песне? Как вы думаете, как оно двигается? Затем дети рисуют эту обезьянку, далее образ этого животного проецируется на движение, начинают двигаться, как обезьянки. Движения выполняются под музыку и песню «Обезьянка». И для закрепления в конце занятия мы проводим подвижную игру, связанную с метанием. В качестве зрительного образа мы используем натянутый канат, на котором зафиксированы бананы. Мячики выступают в роли кокосов, которыми дети должны попасть в банан.

Материал, который предлагает автор, легко может трансформироваться под любого педагога (весь музыкальный материал представлен блоками — математика, химия, физкультура и т.д.) под каждого ребенка, под любое помещение.
Дети легко воспринимают материал, хотя занятие может идти и тридцать минут, и час. За это время мы успеваем очень многое: познакомиться с новой песней, выучить ее, порисовать или полепить, разучить новое движение и поиграть в игры.

Деткам очень нравится петь, рисовать, двигаться, и все это в игровой форме с быстрой сменой деятельности, поэтому усталость не накапливается. Но все же свою задачу педагога я вижу несколько шире. Я стремлюсь не только научить детей, но и показать родителям, которые присутствуют на занятии, что с детками раннего дошкольного возраста заниматься можно и нужно.