Как и когда учить иностранный язык с ребенком: особенности детского восприятия и метод развивающей игры


Современный мир меняется не по дням, а по часам. В таком темпе растут и наши дети. Появляется все больше возможностей, а они требуют соответствующих знаний, и иностранный язык — одно из них.
Мотивация изучения иностранного языка у взрослых понятна – того требует работа или общение в путешествии. Вполне естественно, что многие родители хотят, чтобы их ребенок начал изучение иностранного языка как можно раньше. Как донести до ребенка мысль, что в будущем это знание окажется для него бесценно?

С психологической точки зрения

Для начала определимся, что мотивация «надо» для ребенка не имеет никакого смысла. Заставлять его делать то, чего он не хочет, — бесполезное занятие. Задача любого педагога и родителей в том, чтобы вызвать в ребенке живой интерес к изучению языка.


— AD —

Когда начать?

По мнению психологов, возраст, в котором ребенок готов принимать максимум информации, — от 1,5 до 9 лет. В эти годы дети впитывают знания как губка, схватывают на лету. Считается, что к 2 годам ребенок начинает познавать окружающий мир, пытается говорить, выражать свои мысли. У него развивается восприимчивость к языку. До 2 лет ребенок находится в стадии осознания самого себя, обретения собственного «я». Не спешите донести ему чужой язык с самого рождения, помните — всему свое время!

Особенности детского восприятия

Итак, если мы говорим об изучении языка в дошкольном возрасте, то стандартный урок с проверкой домашнего задания и объяснением новой темы отпадает сразу. Дети — очень гибкий, подвижный и сложный «материал». Они очень активны и не могут долго сидеть на одном месте.
Внимание малыша переключается с одного предмета на другой за считанные секунды: он может моментально потерять интерес к одному и увлечься чем-то другим.

Особенность детей 2-3 лет в том, что у них слабо развита логика, но активно работает наглядно-образное мышление. Ребенок мысленно связывает один язык с одним человеком и другой — с другим. Это так называемый рефлекс, который приобретается по ходу занятий.

Родители -участники учебного процесса

Дорогие родители! Без вас вашему ребенку будет очень трудно учить язык. Используйте дома выученные в процессе урока слова, слушайте песенки на иностранном языке, читайте сказки, смотрите мультики, наклейте на предметы их названия на иностранном языке… Обратите внимание: если у вашего ребенка проблемы с родной речью — он плохо произносит слова или отдельные звуки, — то, прежде чем нагружать ребенка еще одной языковой ношей, подкорректируйте его родной язык.

Нагромождение информации негативно скажется на общем развитии ребенка: он будет коверкать свой и иностранный язык.
Дома можно соблюдать некий режим — например, утром целый час вы разговариваете с ребенком только на иностранном языке. Совместите это с каким-нибудь ритуалом, будь то умывание или расчесывание, уборка постели или завтрак.
Режим — это инструмент, вырабатывающий у ребенка рефлекс. Для усваивания языка нужно полное погружение в другую языковую среду, но помните, что переход не должен быть резким, иначе ребенок испугается и не поддержит вашу игру.

Метод развивающей игры

Игра — это основной метод преподавания языка детям. Только процесс игры их увлекает, волнует, вызывает их интерес.
Вариантов игр очень много: лепка из пластилина, рисование, чтение сказок, собирание кубиков… В процессе игры ребенок усваивает всю лексику, обозначающую предметы. Прослушивание песен развивает восприятие языка на слух; разучивание различных стишков и речевок откладывается в памяти, и у ребенка с течением времени усваивается иностранное произношение.

Когда ваш ребенок пошел в школу, сделайте акцент на его чувствительной психике. Его нельзя критиковать и внушать ему мысль, что он ничего не умеет и ничему не научится, иначе в ребенке поселится чувство вины за то, что он не такой, каким бы вы хотели его видеть. «Ваша оценка должна быть связана с его поступками, но никак не с его личностью. Ребенку надо объяснять, «что такое хорошо и что такое плохо», но нельзя называть плохим его самого. Очень часто родители говорят, что их ребенок не отличается особыми талантами. Не допускайте таких высказываний, поскольку ребенок — это другая личность, не надо навязывать ему свои установки, это приведет к развитию в нем личностных комплексов.

Уделите внимание системе поощрений.

Если ребенок хорошо занимается, ему полагается бонус, например поход на каток или новая игрушка. Однако плохая подготовка к уроку не должна заканчиваться наказанием. В таком случае допускается лишить ребенка поощрения, и тогда у него появится стимул учиться лучше.

Как учить иностранный язык?

Родители могут выявить у ребенка генетическую предрасположенность к тому или иному языку. Это можно сделать, включив мультики или песни на разных языках. Вы сами будете удивлены, когда увидите, что ребенок что-то переключает, а на чем-то заинтересованно останавливается. Его могут привлечь звуки или интонация.

Очень популярным на данный момент является английский язык. Параллельно можно давать ребенку сразу несколько иностранных языков, нужно только не смешивать их. Ребенку нравится все новое, и он готов получать столько информации, сколько ему дают. Осваивать язык можно как с частным репетитором, так и в группе из нескольких человек в центрах изучения иностранного языка, не говоря уже о том, что сейчас в обязательную программу практически всех детских садов и школ входит изучение иностранного языка (английского, французского или немецкого).

Итак, если вы решили учить ребенка иностранному языку с раннего детства, то у вас несколько вариантов. Вы можете нанять няню, свободно владеющую языком, или даже носителя языка — это был бы идеальный вариант, но довольно сложно найти такого человека в нашем городе. В большинстве случаев нанимают репетиторов.

При занятиях с малышами полутора-двух лет необходимо ваше присутствие, а также активное участие в процессе — ведь дети еще даже не владеют своим языком. У них очень рассеянное внимание, и педагог разговаривает с ними медленно, постоянно повторяя одни и те же слова. Процесс урока строится на предметном познании ребенком мира.
Активно используются жесты, мимика. В сознание ребенка закладывается пассивный словарь, поскольку повторить иностранные слова он пока не может. Зачастую сами родители выполняют те задания, которые педагог дает детям. В уроке используются яркие картинки, привлекающие внимание малыша.

Весь урок напоминает спектакль с постоянной сменой декораций, который длится максимум 20-30 минут. Для того чтобы у ребенка не смешивались в голове два языка, вы можете сделать дома отдельно «русские» и, например, «английские» игрушки.
В учебном процессе важное место занимают ассоциации. Например, ребенку проще запомнить английское местоимение «she», проведя параллель с русским словом «щи».

Детям дошкольного возраста бесполезно втолковывать грамматические правила, поэтому для объяснения понятия «глагол» можно спросить у него, что он умеет делать, вызвав у него, таким образом, ассоциацию с действиями.
Детям постарше можно показывать фильмы на изучаемом языке — желательно те, которых они еще не видели, чтобы сюжет вызывал не скуку, а желание понять, о чем идет речь. Хорошо устраивать тематические вечера, готовить спектакли: детей вдохновляет возможность творчески себя проявить. Можно приготовить какое-то национальное блюдо по рецепту на иностранном языке.

Важно помнить, что на занятиях нельзя «съезжать» на русский язык, необходимо полное погружение в иностранную среду — ведь, чтобы донести свою мысль, ребенок будет пытаться найти слова и, в конце концов, найдет их.

Когда ребенок устал, нужно как-то разрядить обстановку: развеселить его или, например, попросить его выполнить приседания или отжаться — и все это комментировать иностранной лексикой. Лучший отдых — это смена деятельности.
Учить язык можно и в группе, только проследите, чтобы ребенок попал в группу со своим уровнем предварительной подготовки. В коллективе у ребенка появляются дух соперничества и желание стать лучше. При общении друг с другом дети неосознанно делятся опытом, схватывают лексику, копируют произношение. С этой целью можно отправить ребенка в детский языковой лагерь, что в последнее время очень популярно. По сути, это обычный поток в 21 день, однако на всем его протяжении с детьми проводят уроки иностранного языка. Они протекают в непринужденной обстановке: в беседке или в тенечке под тентом. Цель такого мероприятия — практиковать язык в коллективе, изучать новую лексику, а также не растерять за лето все знания, полученные за учебный год.

Близкое знакомство с иностранным языком — важное и полезное событие в жизни ваших детей. Языковые школы и профессиональные педагога создадут все условия для быстрого и глубокого изучения языка, но главное — это ваше желание помочь ребенку его усвоить. Удачи вам, дорогие родители, все у вас получится!

Советы родителям:
• изучение иностранного языка целесообразно начинать с возраста 1,5-2 лет;
• необходимы самостоятельные занятия с детьми;
• важно выбрать определенные часы для занятий;
• в качестве основного в обучении ребенка используется метод игры;
• следует разработать систему поощрений;
• необходимо привлечение репетиторов и/или определение ребенка в языковую группу.