Как научить ребенка писать красиво и грамотно без ошибок


В наши дни, казалось бы, такое искусство, как каллиграфия, постепенно теряет свое значение – сначала рукописные тексты были заменены напечатанными на машинке, а теперь у каждого дома есть компьютер, а то и не один. Многие родители сейчас считают, что писать красиво уже не обязательно – все равно их малышу вряд ли придется писать от руки.

Возможно, это и правда, однако здесь ведь есть и обратная сторона – в условиях, когда писать красиво не умеет никто, именно человек, наделенный каллиграфическим почерком, будет сильно выделяться в лучшую сторону.

Грамотность имеет еще большее значение. Несмотря на всякие ухищрения современности (типа технологии Т9), неграмотные люди все равно ухитряются делать ошибки в словах. В век информационных технологий, когда как-нибудь писать уже умеет каждый, а на работу нередко берут, прочитав электронное резюме, отсутствие грамотности может полностью загубить карьеру даже гениальному в своей сфере специалисту. Поэтому вопрос о том, как научить ребенка писать красиво и грамотно без ошибок, остается открытым и актуальным.

На самом деле, дети редко ставят перед собой такую цель – писать красиво и грамотно. Более того, многие из них вообще не ставят перед собой цели уметь писать – в этом возрасте их все еще интересуют игры и развлечения, а учебой нужно дополнительно заинтересовать.

Именно здесь заключается основная сложность – если взрослый способен подчинить себя достижению самостоятельно поставленной цели, то в случае с ребенком придется придумывать разнообразные ухищрения, которые заставят его двигаться правильным курсом. Но сначала нужно понять, что «писать красиво» и «писать грамотно» – это задачи хоть и связанные, но все-таки отдельные.

В погоне за каллиграфией

А начнем мы с более сложного – с того, как научить ребенка писать красиво. Эта задача может показаться даже непосильной – ввиду того, что и среди взрослых многие так никогда и не научатся восхищать окружающих изяществом своих букв. Все дело в том, что это просто длительная и кропотливая работа, и родителям придется задуматься над тем, как заставить чадо ее выполнять.

Первое, что необходимо – это постоянная практика. Обратите внимание, что в школе детей учат писать именно так – им постоянно задают какие-то письменные задания, которые в первом классе не предусматривают еще никакого творчества – нужно только переписать текст, никак не видоизменяя его.

Если школьной нагрузки не хватает, или же малыш еще не ходит в школу, а писать уже нужно учиться, то следует приучить его к тому, чтобы он ежедневно писал и в домашних условиях. Ни в коем случае не заставляйте – плодом принуждения станет психологическое отторжение, и ребенок будет думать о чем угодно, только не о красоте выписываемых букв. О ней (о красоте) на начальном этапе, возможно, тоже не стоит упоминать – как уже говорилось, детям такие цели неинтересны, разве что на коротком отрезке времени.

Собственно, если малыш еще не умеет писать, то можно даже начинать с отдельных букв. И не спешите нагружать – пусть для начала просто много пишет, не суть, чтобы красиво. Наверное, стоит пообещать и какое-то вознаграждение, чтобы заинтересовать молодежь.

Когда ежедневные упражнения, основанные только на количестве, станут привычным делом, потихоньку начните указывать и на качество. Поначалу, наверное, не стоит отбирать у ребенка награды – лучше ввести некоторую их градацию, чтобы появлялся стимул не просто писать, а делать это как можно красивее. Если сразу отобрать у малыша вознаграждение за просто написанный текст, то он только обидится и забросит упражнения, а нам этого не нужно.

Предложите ему научиться писать красиво, но будьте готовы предоставить образец того, что должно получиться в итоге – заинтересуйте его, пусть он действительно захочет так уметь. Избегайте сразу же ставить недостижимые цели, и объясните подопечному, что сразу достигнуть вершин у него не получится, но нужно стараться, и тогда особенно высокая награда ему гарантирована. Даже пара месяцев таких тренировок, и стремление писать каллиграфически привьется навсегда, и тогда молодому человеку уже неважно будет, ждет его вознаграждение, или нет.

Грамотно, как по словарю

Научить ребенка писать грамотно и без ошибок будет намного проще, чем привить ему любовь к каллиграфии, хотя на первых порах кажется даже очень наоборот. Разница заключается в том, что каллиграфия – это работа и только работа, тогда как грамотность можно развивать и методом развлечения. Хотя и элементарный подкуп вознаграждением за высокие результаты исключать нельзя.

Здесь также важно заинтересовать малыша достижением высоких результатов. Есть как минимум три способа, как этого добиться:

  • Писать диктанты;

— AD —

  • Читать книги;
  • Играть в игры.

Казалось бы, как научить ребенка писать грамотно и без ошибок в домашних условиях, чтобы он не воспринимал это как рутинную работу? А ведь точно так же, как и красиво писать – нужно просто предложить ему какое-нибудь вознаграждение, чтобы он был заинтересован в хорошем результате. При этом старательно избегайте наказательной системы – даже если в написанном тексте будет ошибка на ошибке, на начальном этапе ребенок должен получить символическое вознаграждение даже за него, ведь он не играл со сверстниками и не отдыхал, а трудился!

И ему в его возрасте нельзя вменять то, что он еще не умеет грамотно писать. Поставьте условие, при котором, к примеру, пять и больше ошибок – это одна конфета, а меньшее количество ошибок сулит более ценный приз. При этом учитывайте уровень развития испытуемого – не надо изначально давать ему тексты с расчетом отделаться за одну конфету. Ребенок не должен ощущать себя наказанным, поэтому поначалу вознаграждение следует выдавать вне зависимости от результата.

А вот если удастся привить ребенку любовь к чтению, то половина дела уже сделана безо всяких затрат, а остальное придет само! Правда, существуют и такие люди, кому обилие прочитанных книг не очень помогло с грамотностью, но все же большинство детей обладает цепкой памятью, которая позволяет им запоминать правописание, увиденное в книге. Некоторые особо одаренные даже привыкают про себя проговаривать интонацию, что приучает их правильно расставлять знаки препинания!

Однако степень развитости современного мира подготовила серьезный подводный камень для данного метода, ведь с помощью того же Интернета дети могут нахвататься как раз неправильного написания слов. Их собеседники в соцсетях наверняка пишут не слишком грамотно, да и взрослые на форумах (и даже на сайтах новостей!) зачастую пишут с ошибками. Стоит опасаться и электронных книг.

Нередко их делают из бумажных простым сканированием специальной программой, которая неправильно распознает буквы и делает текст нечитаемым. Кроме того, некоторые электронные книги или вообще не существуют в бумажном варианте, или же издаются настолько бюджетно, что не вычитываются корректорами вообще. Тут уже для родителей задача сверхтяжелая – заинтересовать детей чтением умных книг, и постараться объяснить им, что за правильностью написания лучше обращаться к книге, а не к товарищам.

Третий метод – игры. Конечно же, имеются ввиду не те, которые несут лишь общеразвлекательный смысл, а именно развивающие – рассчитанные на тех, кто хочет писать грамотно и без ошибок. Правда, в таких играх практически никогда нет захватывающего сюжета, который заставлял бы просиживать над ними часами, особенно детей – это даже не так игры, как просто обучающие программы.

Поэтому и здесь придется прибегнуть к дополнительному стимулированию – например, выдавать те же конфеты за успешное прохождение того или иного уровня. Отдельно можно попробовать совместить такую игру с «оплачиваемыми» диктантами, но тогда и сами диктанты нужно составлять так, чтобы они содержали те слова, которые малыш встречал в игре. Задача сложная, но при условии должной настойчивости выполнимая.

Используя все упомянутые методы, помните, что самое сложное всегда – это начало. Дети быстро привыкают к чему-то новому, поэтому нужно только задать уверенный старт, а потом ребенок потихоньку начнет самосовершенствоваться, и, возможно, его уже даже не придется для этого подкупать. А со временем, когда он вырастет и поймет, какую неоценимую услугу ему оказали родители, он будет искренне им благодарен, и, быть может, теперь уже вознаградит их в ответ.