С первых месяцев своей жизни ребенок узнает много информации о том мире, в котором он родился. То, что взрослыми уже давно воспринимается как должное, для малыша – новое и неизведанное. Это же касается цветов и оттенков, которые маленькому ребенку достаточно сложно запомнить и научиться различать. Первым цветом, который отличают младенцы, является желтый, следующий оранжевый, а за ним красный. Если присмотреться к детским погремушкам, можно заметить, что они выполнены именно в этих тонах, так как в разработке детских игрушек участвуют детские психологи.

Следующими цветами, которые научится различать малыш, будут синий, голубой, а к шести месяцам еще и фиолетовый. Естественно в этом возрасте детей не учат отличать цвета и запоминать их названия, но это первый шаг в познании мира цветов и оттенков. Когда малыш становиться чуть старше, родители начинают размышлять над тем, как научить ребенка различать цвета.


— AD —

Методы обучения ребенка цветам

• Самый действенный и проверенный многими поколениями метод – разговаривать с ребенком. Для этого можно использовать любое время, ведь, где бы мы не находились, нас всегда и везде окружают цвета. Гуляя на улице, мама может обращать внимание ребенка на предметы, подробно их описывая. Слишком краткая характеристика может ребенка дезориентировать, как, например: «Синее небо». Ребенок воспринимает два слова, как единое целое и не понимает, что первое слово характеризует цвет. А, если сказать: «Небо сегодня синего цвета, а вчера было серого цвета». Ребенок может вынести из этого предложения информацию о том, что небо синего цвета, и оно может менять свой цвет.

• Цвета ребенку можно называть во время чтения книги или прогулки на улице. Когда он играет на детской площадке, поднимаясь по разноцветным ступенькам на горку, нужно называть ему каждый цвет отдельно. Во время игры в кубики, машинками или пирамидкой тоже нужно давать характеристики игрушкам, указывая их цвет.

• Не нужно называть неправильно цвета, заменяя название сложного оттенка на более простой, например, голубой называть синим, оранжевый — желтым, или розовый — красным. Ребенок видит цвета такими, какими их видят и взрослые, поэтому называть красными предметы розового цвета, значит, путать ребенка и усложнять ему восприятие. Конечно, он сразу не запомнит все сложные оттенки и полутона, будет путаться, но, со временем, при систематических повторах, он запомнит и овладеет сразу всеми названиями цветов, а родителям не придется переучивать его и объяснять, почему раньше апельсин для него был желтый, а теперь, вдруг, стал оранжевый.

• Нужно часто проверять, насколько закрепились знания ребенка, чтобы понять, какой цвет наиболее сложно запоминаемый для малыша. Если ребенок разговаривает, он может просто отвечать на вопросы, называя цвета. Если кроха еще плохо говорит, тогда можно просить его выбрать синий кубик или принести красную машинку, вариантов может быть много, так для обучения цветам можно использовать все, что нас окружает, даже проезжающие мимо ребенка машины или вывески на магазинах. Выявив тот цвет, с которым малыш чаще всего путается, нужно уделить ему особое внимание, называя и показывая его ребенку чаще.

Оптимальный возраст для обучения цветам

Сложно назвать конкретный возраст, когда уместно начинать рассказывать ребенку о цветах, так как темпы развития и восприятия ребенком информации очень индивидуальны. Однозначно можно сказать, лучше это начать делать чуть раньше, чем чуть позже.

Не важно, о чем говорит с ребенком мама, она может рассказывать о своей любви к нему, может называть цвета и формы, в любом случае, малышу всегда приятно слышать мамин голос. А в один прекрасный день он начнет не только слышать звуки родного маминого голоса, но и понимать смысл ее слов. Если брать совсем усредненную статистику, которая не должна своими цифрами подгонять малыша и его родителей в освоении этих навыков, тогда можно указать, что, обычно, к трем годам ребенок уже овладевает способностями различать основные цвета.

Если ребенок долго не может освоить названия цветов и путает их, это вовсе не означает, что у него нарушено цветовосприятие, так как поставить медицинский диагноз — дальтонизм может только доктор после прохождения множества, специально разработанных для этого, тестов. Диагноз не ставиться детям ранее четырех-пяти лет, а иногда и позднее, в зависимости от темпов развития ребенка.

Чаще всего, проблема различия и запоминания цветов решается сама собой и все опасения родителей проходят, кода ребенок начинает четко определять цвета, поэтому нужно проявить терпение и не сопоставлять своего малыша другим детям, которые больше преуспели в этом занятии. И тогда ребенок будет всегда вас радовать своими успехами и победами.