При подготовке ребенка к детскому саду родители сами становятся похожи на «почемучек», потому что у них возникает множество вопросов, и самый главный – как психологически не навредить своему ребенку, отдавая его в садик.
Как морально подготовить ребенка к детскому саду
Все начинается с подготовки родителей. Они переживают за своих детей, а дети, в свою очередь, чувствуют эту тревогу. Каждый раз, когда мама уходит в волнении, оставляя ребенка на попечение кого-либо, малыш понимает, что есть что-то страшное в этом, ведь мама же не просто так беспокоится. И поэтому дети воспринимают это как осторожное послание от родителей: «Мир опасен, и оставаться одному без мамы и папы страшно, ты не справишься». Если же мама способна справиться с тревогой, то и ребенок будет спокойным. Ведь он самый лучший «барометр» настроения мамы и папы и атмосферы в семье в целом.
Есть разные мнения по поводу того, в каком возрасте надо отдавать ребенка в детский сад. Кто-то считает, что в 1,5 года, кто-то уверен, что до трех лет — ни в коем случае. На самом деле все зависит от того, какой у вас ребенок.
У вас может быть боевой мальчик: у бабушки в деревне уже жил, со всеми соседскими мальчишками подружился. А может, у вас тихая спокойная девочка, которую вы везде водите за ручку. Обратите внимание на то, как ваш ребенок общается со сверстниками, и понаблюдайте: нравится ли ему играть с другими детьми или он чувствует себя комфортно, только если рядом взрослые.
Нужно ли заранее познакомить ребенка с детским садом и воспитателем
Вначале лучше родителю познакомиться с воспитателем, а затем и ребенку. Во многих детсадах разрешают в течение первых двух недель оставлять детей на 2-3 часа, пока малыш не привыкнет к коллективу, воспитателю.
Можно даже первое время находиться в группе вместе с мамой. В любом случае ребенок должен понимать, что родители, оставляя его в детском садике, в любой момент могут прийти на помощь. Это залог его уверенности в своих силах.
Важно и то, насколько ваш ребенок доверяет другим взрослым. Постарайтесь заранее настроить ребенка позитивно по отношению к работникам детского сада. Особенно это касается родителей, которые сами по своей натуре недоверчивы и учили ребенка опасаться «чужих» людей.
От чего же завит процесс адаптации ребенка к детскому саду
Он зависит от характера вашего ребенка. Есть дети, которых отдали в садик, и они быстро, за две-три недели, адаптировались. Но есть случаи, когда ребенку сложнее привыкнуть к садику по разным причинам: повышенная требовательность родителей, гиперопека, наличие неврологических заболеваний, проблемы в эмоциональной сфере, тревожность или плаксивость.
Сколько потребуется времени, чтобы подготовить ребенка к детскому саду
Желательно, чтобы еще до детского сада ребенок посещал групповые занятия в детских центрах. Присмотритесь: общается ли он с другими сверстниками. Однако не стоит путать те ситуации, когда к вам приходит подружка с малышом, и ваши детки хорошо играют вместе. Вы начинаете думать, что ребенок готов к детскому саду, но это не так. Он должен быть готов общаться в коллективе и с воспитателем. В среднем подготовка к детскому саду занимает два месяца.
С какими проблемами могут столкнуться родители при подготовке к детскому саду и как их избежать?
Поступление в детский сад — это, конечно, кризисный этап. Он подразумевает, что ребенок может злиться, обижаться, грустить и по-разному воспринимать уход родителей. Страх ребенка даже не в том, что родитель уйдет, а в том, что он не вернется. Но, сходив в садик 3-4 раза, малыш приобретает опыт, мама ушла, но вернулась.
Со временем он привыкает к этому, и кризисный этап проходит благополучно. Но нужно не забывать, что, когда ребенок попадает в детский сад, он становится более беспокойным. Чтобы успокоить малыша, нужно больше телесных объятий со стороны родителей, чтения сказок.
Есть дети флегматичные, достаточно неторопливые: медленно кушают, долго одеваются. Такой ребенок часто слышит негатив в свой адрес: «торопись» или «тебя никто не будет ждать».
Он начинает думать, что он плохой, и что стыдно быть медлительным. Но это его натура. В этом случае родители могут поступить так — объяснить воспитателю, что их ребенок медлительный, и он всегда будет таким, и пусть вся группа состоит из холериков, не нужно торопить его, пусть он, например, одевается заранее.
Что делать, если ребенок плачет и не хочет идти в детский сад
Надо сказать ребенку «Я тебя понимаю!» и погрустить вместе с ним.
Объяснить ему, что родителям надо работать, чтобы купить ему игрушку, что и он тоже будет работать, как и все взрослые, когда вырастет. Постарайтесь выяснить или догадаться, что именно тяжело дается ребенку, из-за чего он плачет и переживает. В этот момент нужны ваша поддержка и забота, чтобы его успокоить.
Родители должны не забывать, что это период сложен и для них тоже.
Не стесняйтесь попросить поддержки у окружающих, спросить совета, поделиться чувствами и переживаниями с близкими и теми, кому вы доверяете.
Хочется пожелать родителям терпения и еще раз терпения. Поберегите себя и поменьше предъявляете требований к себе и к своему ребенку.
Когда можно отдавать ребенка в детский сад
Первые три года жизни ребенка — самый опасный, с точки зрения развития различных инфекционных процессов, период. В это время иммунная система ребенка адаптируется к условиям окружающей среды, малыш становится более социально активным. Оптимальный возраст, с которого можно начать водить ребенка в детский сад, назвать, наверное, нельзя, поскольку у каждого ребенка он определяется индивидуально. Желательно, чтобы это было после 3-х лет, не ранее. Будет ли это в 3,5 года, 4 или 5, зависит от конкретного ребенка.
Существует понятие общего иммунитета, т.е. то, что мы понимаем под иммунной системой. А персональный иммунитет каждого человека и реакция еще только формирующегося иммунитета ребенка весьма индивидуальны.
Тот факт, что все дети склонны к развитию инфекционных заболеваний из-за наличия у них особенностей функционирования иммунной системы, безусловно, имеет место быть. Чем больше ребенок общается, в первую очередь, со своими сверстниками, чем больше он организован, тем больше вероятность заражения его микробами. Кроме того, возбудитель персистирует, т.е. находится постоянно, на слизистых оболочках, на коже ребенка, в кишечнике, поэтому при определенных обстоятельствах агрессивными могут стать даже собственные микроорганизмы.
Организм ребенка, который попадает в разное микробиологическое окружение, исходящее от других детей и от взрослых, при формирующейся иммунной системе будет давать реакцию на те возбудители, с которыми он ранее не встречался. Есть категория возбудителей, контакт с которыми происходит постоянно, как, например, с вирусом гриппа, против которого иммунитета практически не существует.
В то же время есть инфекции, против которых у человека, перенесшего их в детстве, вырабатывается стойкий пожизненный иммунитет. Это так называемые детские инфекционные болезни: корь, краснуха, эпидемический паротит, ветряная оспа и т.д., иммунитет от которых остается надолго, и женщина репродуктивного возраста может передать его ребенку через плаценту, т.е. обеспечить защиту от этих возбудителей еще внутриутробно. Именно поэтому малыши до 1 года редко болеют данными инфекциями, и начинают болеть уже после первого года жизни, когда переданный мамой иммунитет начинает постепенно снижаться.
Кроме того, если у ребенка имеется аллергический фон, реакция его иммунной системы на микробные возбудители будет изменена. То есть ребенок с атопическим дерматитом, например, или аллергическим воспалением в организме, к сожалению, будет более предрасположен к развитию инфекционных заболеваний, чем другие дети. Иными словами, он будет болеть либо более острыми формами заболевания, либо более длительно, чем тот ребенок, у которого аллергического фона нет. Таким образом, от фона, который есть у ребенка, и уже сложившейся иммунной системы до 3-летнего возраста будет зависеть индивидуальное реагирование иммунной системы.