Как приучить ребенка к самостоятельности — это одна из самых важных и сложных задач воспитания. Запаситесь терпением!
Главная особенность детства — это зависимость малыша от старших. Повзрослеть — значит обрести самостоятельность, а это предполагает необходимый уровень развития, эмоциональную зрелость, уравновешенность и ответственность. Будьте готовы, что путь к этому окажется долгим и тернистым. И вам потребуется выдержка.


— AD —

Вспомним традиции предков

На Руси всегда было принято с малолетства вовлекать детей в трудовую деятельность. И немудрено: ребенок и ползать начинал по полю, и первые шаги делал, держась за печку. А уж когда прочно вставал на ножки, тут и еще младенец в доме появлялся. Детям приходилось рано обслуживать себя и помогать взрослым, и, естественно, они рано становилигь самостоятельными. В наше время считается, что детям нужно оставить детство, потому что наработаться они еще успеют. На самом же деле малыши очень любят осваивать новые для себя виды деятельности и им не так уж важно, игра ли это в кубики, рисование или уборка квартиры. Они все делают одинаково увлеченно, и лучше воспользоваться этим их замечательным качеством до того, как оно отойдет на второй план, уступив место различным занятиям (вроде необходимой подготовки к школе или практически уже неизбежным иностранному
языку или бассейну).

Нужно поощрять желание наших малышей обрести независимость в своих мыслях и поступках. Но многое начинается с отработки ежедневных практических навыков (умения одеться, умыться или собрать игрушки).

Игра — двигатель прогресса

Обычно нам кажется, что если ребенок сам убирает игрушки или помогает маме по хозяйству — это проявление самостоятельности, а если подолгу играет со своими куклами и паровозиками — это сплошное развлечение. Но игра — самое естественное жизненное пространство для дошколенка, и здесь воспитываются и развиваются самые разные полезные навыки и умения. В том числе и самостоятельность. Вспомните, когда малыш еще не ходил и не разговаривал, вы играли с ним вместе, а стоило ему немного подрасти, вы перестали уделять играм столько внимания.

Мама четырехлетнего Ильи огорченно жалуется: „Сын совершенно не умеет играть сам! Он все время дергает кого-то из взрослых, чтобы с ним занимались». К сожалению, миф о том, что в определенном возрасте все дети начинают играть самостоятельно, очень устойчив. И каково же бывает удивление родителей, когда им объясняют, что умению играть, оказывается, тоже нужно учить.

В игре, как и в любом серьезном деле, требуется поэтапное приучение к самостоятельности: сначала вы показываете крохе, как нужно играть (вот машинка, она может ездить и бибикать, а на ней твой любимый мишка любит путешествовать), потом малыш еще долгое время внимательно присматривается и запоминает последовательность действий, годам к двум вы начинаете играть вместе, но все же большая часть инициативы (придумать сюжет, выбрать главных героев) по-прежнему принадлежит взрослому. Затем вы предоставляете все больше и больше инициативы малышу, постепенно сужая круг своих обязанностей и сокращая время совместного времяпрепровождения. И только после этого ребенок готов играть сам. Обычно это происходит к трем-четырем годам, если были выполнены все вышеуказанные условия и вы не забыли об этапе совместной деятельности (помните: очень немногие дети могут от наблюдения перейти сразу к самостоятельной работе).

Самое эффективное учение

Да, есть такие отличные малыши, которые сами с малолетства проявляют инициативу. А что делать с детьми, которые не выказывают сильного стремления к самостоятельной деятельности? Одно из правил эффективного воспитания гласит: любому делу должно сопутствовать настроение. Итак, попробуем приучать ребенка к самостоятельности не с того, что вы считаете наиболее важным (чистка зубов, например), а с того, что может действительно увлечь и вдохновить его.

• Если ваш малыш любит находиться с вами на кухне, отлично — сшейте яркий фартук, подставьте к столу скамейку и поручите ребенку какую-то часть работы: например, перемешивать фарш, класть начинку в пельмени или мыть овощи к салату. Только все должно быть серьезно! И никаких „горе ты луковое» или „дай, лучше я сама это сделаю»! Иначе у ребенка пропадет желание быть маминым помощником. Кстати, не обязательно и беспрестанно нахваливать малыша. Зато когда вы усядитесь за стол, не забудьте отметить: „А вот этот замечательный салат мы делали вдвоем».
• Если малыш любит возиться в воде, оборудуйте для него местечко в ванной или просто расстелите на полу в комнате полиэтилен, поставьте на него таз с водой — пусть стирает платочки. Понятное дело, что качество стирки будет желать лучшего, но потом вы, возможно, как мама одной пятнадцатилетней девочки, сможете гордо сказать: „Я вообще не знаю, что такое стирка».
• А одна двухлетняя малышка шокировала всех приходящих в дом гостей тем, что брала щетку для обуви и начищала все сапоги и туфли, которые стояли в прихожей. Просто когда она была совсем крошкой, то постоянно ползала в коридор, где играла с обувью. Папа у девочки оказался философом вместо того, чтобы ругать ребенка, он решил направить энергию в положительное русло и показал крохе, как нужно чистить обувь.

Бьем свои же рекорды

Порой мы решаем: все, ребенок достаточно вырос, чтобы многое делать самому. Но в любом деле очень важна постепенность. Еще долгое время нам придется поддерживать каждую попытку детской самостоятельности, И постепенно прибавлять нагрузку. Сначала, вместе вынесем ведро. Потом ребенок вынесет мусор сам, а вы проводите его до полдороги.

Затем будет достаточно, если мама постоит у дверей, пока ребенок идет к мусоропроводу. Лишь после этого он все сделает сам.
Вы как будто играете в игру побития рекордов. Конечно, все дети разные: кто-то пробежит все ступеньки наверх быстро, а кому-то понадобится больше времени и поддержки. Но если вы видите впереди важную цель, то не станете излишне торопить события. Психологи утверждают: если помогать ребенку регулярно, в его действиях со временем обнаруживается кроме самостоятельности еще и целеустремленность. Он сильно увлечен делом и хочет получать необходимый, устраивающий всех результат.

Педагогика сотрудничества

Практически все дети — существа активные, им все время хочется что-то делать, помогать взрослым. У вас есть отличный повод воспользоваться этим. Имейте в виду: в жизни ребенка есть так называемые сензитивные периоды, наиболее благоприятные для развития тех или иных навыков. И если упустить эту возможность сейчас, позже она уже не проявится с такой интенсивностью.

Как быстрее всего у ребенка отбить желание самостоятельно что-то делать?
Сделать это за него. Ребенок взялся поливать цветы — залил все вокруг, попытался вытереть пыль — только грязь размазал. Первый порыв: отобрать тряпку, лейку… Что ж, придется работать над собой. Маленькая дочька хотела вам помочь с уборкой и залила весь пол? Сделайте глубокий вдох, ласково улыбнитесь, мысленно прикиньте, как ликвидировать последствия, и скажите ей: „Какая ты у меня молодец, мамина помощница, давай теперь немного уберем за собой. Принеси из ванной тряпку». И так двадцать раз вытрешь разлитую воду, а на двадцать первый с удивлением смотришь — малышка все сделала на редкость аккуратно.

Излишняя осторожность, разные опасение, что он что-то испортит, нехватка терпения и времени — обычные причины, мешающие детям проявить себя. Действительно, легче вытереть малышу нос, чем научить его сморкаться. С точки зрения детского воспитания это бессмысленно.

Конечно, мы можем сделать ребенка послушным и удобным для воспитания, взяв на вооружение педагогику запретов.
Рано или поздно нам захочется увидеть его целеустремленным. Но откуда возьмутся все эти качества, если для их развития родители ничего не сделали или сделали слишком мало? Прежде чем сказать своему ребенку „нельзя», подумайте, не пресекаете ли вы первые ростки самостоятельности вашего ребенка?