Маленький человечек стремится во всем помогать родителям. Он пытается стирать вместе с мамой, а с бабушкой месить тесто…
Надо же! Работа доставляет ребенку искреннее удовольствие и нравится порой больше любой игры. У некоторых малышей в число любимых игрушек даже попадает детский набор столярных инструментов. Родители с восторгом рассказывают об этом знакомым, и те улыбаются: „Помощник растет!»
Однако „помощь» порой превращается в настоящую проблему. Малыш крутится под ногами; в кухне поминутно рискует обвариться кипятком; заливает пол водой, желая его помыть; не дает выключить пылесос, ведь для него это лишь интересная игрушка…


— AD —

Закрывайте дверцы!

Родителям, конечно, проще прикрикнуть: „Отойди и не мешай». Но со временем они захотят, чтобы ребенок действительно начал им помогать. Поэтому лучше сразу подумать о том, как приучить ребенка к труду, набраться терпения и заниматься некоторыми делами вместе с малышом. Ведь выполнять несложные домашние дела он может, начиная уже со второго года жизни. Это могут быть совсем простые действия: например, подрастающее поколение может следить за тем, чтобы дверцы кухонных шкафчиков были закрыты, вытирать пыль со стола, сбрызгивать цветы водой, выкладывать печенье в вазочку. Вся небьющаяся посуда тоже может быть „закреплена» за маленьким работягой: некоторые дети обожают мыть посуду. Со временем малышу можно доверить и более сложные действия.
Дошкольник может ухаживать за домашними животными, участвовать в уборке, накрывать на стол и помогать младшему братику или сестричке. Пусть его помощь малышу будет небольшой, но сама возможность заботиться о другом, еще более маленьком и слабом, станет источником гордости.

Последний штрих

Каждый раз, когда у нашей смены появляется желание поработать, это надо использовать. Но свои постоянные обязанности ребенку тоже нужны. Пусть знает: на него рассчитывают, от него в этой семье тоже кое-что зависит.
Ребенку лет четырех и старше можно даже выделить на даче свою клумбу или грядку (их может заменить цветочный ящик в городской квартире) и предоставить следить за урожаем самостоятельно (конечно, под родительским руководством). Тут уже результаты собственного труда будут наглядны, как никогда.
Однако копаться в земле малышу лучше недолго, минут двадцать. Труд пока должен приносить только удовольствие и не становиться в тягость. Это еще придет!
Однако, как бы ни было интересно играть во взрослую трудовую жизнь и копировать бабушку, однажды самые чудесные обязанности могут приесться, а какая-нибудь однообразная работа в одиночку вообще мало кому под силу в детстве. Выход — внести в работу элемент общения и соревнования. Идеально, если малышу составит компанию кто-то из ровесников: тут всевозможные задания „кто быстрее» и „кто чище» выдумываются сами собой. С мамой соревноваться, конечно, труднее, зато можно помочь ей лепить пирожки и печенье, внести последний штрих (то есть сметану или соль) в приготовленный ею салат или рядом с ней стирать кукольное платье в собственном игрушечном тазике (мылом, стиральным порошком ребенку пользоваться нельзя). Это тоже очень интересно, причем не только девочкам, но и мальчикам.
Часто ребята сами выдумывают себе полезные обязанности. Но бывает и по-другому: как путаться под ногами в кухне, так тут как тут, а вот как оказать реальную помощь и убрать свои игрушки…

Спасти имущество!

На самом деле малыш, не достигший шести лет, вряд ли сможет один навести порядок в своей комнате. Скорее всего он отвлечется, заиграется с игрушками и забудет о вашей просьбе. В уборку он с удовольствием… поиграет.
Мама шестилетней Оли берет пылесос и говорит дочке: „Сейчас прилетит свирепый дракон и съест всех, кто не спрятался!» И Оля с удовольствием „спасает» свое имущество, выхватывая игрушки „из-под носа дракона» и укладывая в шкаф. Четырехлетний Дима на время уборки превращается в страшного пирата, который берет из маминых рук игрушки — „сокровища» и прячет их в сундук. А Толина мама говорит: „Я — страшная Баба Яга, я прилетела к тебе жить. Смотри не убирай игрушки, пусть у тебя будет грязно — мне так больше нравится!» Толик моментально убирается в комнате, заливается смехом и кричит: „Улетай, Баба Яга, у меня чисто, я тебя не послушался!» Трехлетняя Таня и ее дедушка грузят разбросанные игрушки в волшебную уборочную машину — обычную картонную коробку, которая потом „сама» все развозит по местам…
А как поступить в тех случаях, когда ребенок упрямится? Конечно, маленькие бездельники редко скажут правду: „Я не буду убирать игрушки, потому что это сделает мама». Скорее вы услышите: „Это не я разбросал игрушки, а медведь» или „Игрушки очень тяжелые». Попробуйте заговорить его языком: „Ой, медведь возвращается. Давай скорее спрячем от него игрушки» или „Давай я превращу тебя в робота, нажму у тебя кнопку на животе, ты станешь сильным и все уберешь». На такие приемы малыши обычно охотно „покупаются».
И неважно, какую мотивацию вы предложите для очередного трудового подвига, ведь та история, которую вы придумаете для своего ребенка, всегда будет для него интересной. Главное — ваша любовь и терпение. Со временем они обязательно вознаградятся.

Правила игры

А вот и несколько правил для тех, чьи дети вступают в большую трудовую жизнь.
Чего нельзя делать:
Говорить: „Ты неряха», „Ты грязнуля», — иначе он привыкнет считать себя именно таким. Лучше сказать: „Ты всегда такой аккуратный, а сегодня повел себя, как грязнуля!»
Требовать того, чего вы не делаете сами. Что бы ни говорили родители ребенку, он все-таки будет подражать не словам, а вашим делам.
Шантажировать малыша: „Если ты не уберешь игрушки, я их отдам другому, аккуратному ребенку». Ведь рано или поздно придется выполнить угрозу, иначе ребенок потеряет всякое доверие к вашим словам…
Заставлять ребенка наводить чистоту с помощью криков и угроз, иначе можно выработать стойкое отвращение ко всякому труду, и особенно к уборке.
Пугать „страшными микробами», которые „разведутся повсюду», если своевременно не убираться и не мыть руки. Это может привести к развитию навязчивых страхов и фобий.
А вот что делать можно и даже нужно:
Объясните ребенку, что у каждого члена семьи есть свои обязанности, — значит, у него они тоже должны быть.
Например: „Я помогаю тебе убрать кроватку, а ты помоги мне покормить рыбок».
Почаще хвалите ребенка за помощь, в том числе перед посторонними.
Ненавязчиво советуйте малышу, как поступить: „Знаешь, лучше мыть за собой раковину сразу, иначе она сильно запачкается».
Будьте постоянны. Если однажды вы сказали ребенку, что обувь необходимо протирать от пыли после каждой прогулки, придется и впрямь делать это каждый раз, даже если вы очень устали. А как же — правило!
Стимулируйте ребенка. Объясните ему: „Видишь, другие дети уже гуляют? Когда ты закончишь уборку, ты пойдешь с ними играть».
Подарите малышу возможность иметь свое рабочее место (проследите, чтобы оно было удобным и располагающим) и собственные „рабочие вещи» скажем, свой фартучек, набор маленьких садовых инструментов или свой швейный набор.
Педагоги считают, что посильный труд нужен ребенку для нормального развития. В режиме дня дошкольника должно быть выделено время для работы.
Она не только развивает умение помогать близким, но и учит преодолевать трудности, добиваться своего. Важно лишь, чтобы работа шла в охотку. Следите за тем, чтобы занятия малыша были приятными и подходящими по возрасту.