Как выбрать детский кружок. На какие занятия нужно водить своих детей


В сентябре начинается настоящий бум записи в кружки творческой направленности.
Родителям хочется, чтобы малыш везде себя попробовал. Тем более что выбор огромен — студии раннего развития, ритмика, рисование, лепка, сценическое мастерство… Что же предпочесть и как не перепутать свои желания с интересами малыша, как выбрать детский кружок?

Когда все знакомые вокруг наперебой рассказывают, на какие занятия водят своих детей и как там чудесно, трудно удержаться от мыслей: «А как же мой ребенок? Чем мы хуже?

Нам тоже пора показать свои способности». Действительно, кто из родителей не хочет познакомить своего малыша со всем полезным и интересным, что есть вокруг? Однако эти благие намерения, активно претворяемые в жизнь, нередко приводят к противоположным результатам. Ребенок становится нервозным и напряженным.

Прежде всего нужно помнить, что он — маленький человек со своими индивидуальными особенностями, к которым относится и возраст. Для каждого периода существуют свои законы развития и задачи, которые малыш должен решить, чтобы «перебраться» на следующий этап. И здесь важно, чтобы все «дополнительные» занятия способствовали этому продвижению, а не тормозили его. Какие кружки доступны и полезны детям разного возраста?


— AD —

Первые шаги (1-3 года)

Малыш активно знакомится с окружающим миром, устанавливает закономерности между явлениями. Наиболее популярны занятия по развитию сенсорной сферы (например, по системе Монтессори или Домана). Есть и «курсы иностранных языков» для самых маленьких.
Однако при всей привлекательности «развивалок» ребенку они не особенно нужны. Все необходимое для полноценного развития он получает в повседневной жизни с мамой и на детской площадке в песочнице.

Но задуматься о дополнительных занятиях для крохи можно, если: мама не знает, как и во что играть с ребенком; ей не хватает сил и воображения, чтобы организовать ему полноценную развивающую среду; малыш не имеет возможности контактировать с другими детьми; когда маме просто надоело сидеть дома с малышом и хочется разнообразия.

Лучшая пора (3-4 года)

В этот период ребенок готов уже не просто манипулировать предметами, но и преобразовывать действительность, создавать что-то новое. Становятся заметны его увлечения, достаточно сформированы черты характера, видны те или иные особенности. Ребенку уже не хватает общения только с родителями, да и сами они часто понимают, что не могут удовлетворить растущую потребность своего карапуза в познании и деятельности.
Значит, пришло время подобрать для малыша подходящие занятия в кружке.

Пожалуй, основной критерий выбора в этом возрасте — искренняя заинтересованность малыша, потому что сейчас важны не столько успехи, сколько сам процесс творчества. Пользу для развития приносит любой вид деятельности при эмоциональной вовлеченности в занятие.
С 4 лет детей берут в большинство кружков творческой направленности, но физические и психические силы малыша не безграничны. Главное — не переусердствовать.

Найти себя

Не переживайте, если малыш, попробовав себя в одном кружке, через пару месяцев отказывается туда ходить, но просит записать его в другой.
Просто ребенок ищет новых впечатлений, новой информации для себя. Дошкольный возраст – как раз то время, когда он имеет право пробовать, ошибаться и снова пробовать, искать себя. Задача родителей в этот период - внимательно наблюдать за результатами таких проб, чтобы в нужный момент, когда малыш подрастет, вовремя настоять, напомнить или подтолкнуть к верному решению.

Баланс интересов (5-6 лет)

Становясь старшим дошкольником, ребенок испытывает большие нагрузки: обычно в этот период уже начинается активная подготовка к школе, изучение иностранных языков, спортивные секции… Стоит ли заниматься еще и творчеством?
С одной стороны, действительно, приоритеты несколько меняются, да и интересы ребенка нередко претерпевают изменения: он вдруг отказывается ходить на некогда любимое рисование, зато просится на футбол. Это нормально, и родителям не стоит беспокоиться, просто необходимо подождать какое-то время или предложить малышу альтернативу.

С другой – возможностей ребенка уже достаточно, чтобы совмещать несколько видов деятельности, если это приносит ему удовольствие и видимый результат. По мере приближения к школьному возрасту для ребенка все более важны его достижения. В принципе, при соответствующей подготовке можно записываться в музыкальную школу, танцевальную студию, изостудию и т.д. Но нужно понимать, что такие занятия потребуют от ребенка, да и от родителей больше ответственности, трудолюбия и выдержки, нежели «малышовая» ритмика, хореография или рисование.

А что в итоге?

Это важный вопрос, над которым не все родители задумываются. И напрасно: ничто так не расстраивает, как потраченное впустую время и отсутствие желаемых результатов. Поэтому надо сначала определиться, чего ждать от занятий.
Родителями обычно движет стремление достичь одной из четырех целей: общее эстетическое развитие ребенка, решение каких-либо проблем, корректировка эмоционального состояния или раскрытие таланта малыша. Разумеется, в последнем случае выбор будет основываться на том, к чему у ребенка есть явные склонности, а сами занятия – подбираться с прицелом на перспективу, профессионализм преподавателя и серьезность подготовки. А как быть в остальных случаях? Попробуем разобраться.

Общее эстетическое развитие. В принципе, любое занятие творчеством будет полезно для малыша, так как раскрывает его потенциал. Ритмика и хореография помогают лучше чувствовать и контролировать собственное тело, способствуют обретению пластичности движений, к тому же танцевальные навыки наверняка пригодятся в дальнейшем. Пение и игра на музыкальных инструментах развивают слух, владение голосом. Занятия рисованием учат творческому самовыражению и воспитывают чувство прекрасного. Прикладное творчество (бисероплетение, оригами, резьба по дереву) прививает хороший вкус и формирует умение создавать продукт собственной деятельности.

Решение проблем. Если же с помощью творческого кружка вы стремитесь решить определенные задачи, связанные с особенностями вашего ребенка, нужно хорошо понимать, сможет ли та или иная творческая деятельность в этом помочь. Например, если у малыша проблемы с речью, будет актуально записать его на пение или в театральную студию. Пространственное мышление, зрительно-моторную координацию помогут развить занятия танцами, также они способны сгладить проявления гиперактивности малыша. Проблемы с мелкой моторикой, низкой концентрацией внимания, пространственным мышлением решают регулярные занятия рисованием, лепкой, вышиванием, плетением, моделированием и т.д.

Корректировка эмоционального состояния. Здесь нужно быть очень внимательными к реакции ребенка на занятия. Например, скромному малышу были бы полезны занятия в театральной студии, которые помогли бы научиться красиво говорить и двигаться, не бояться публики, повысили бы его самооценку. Но сами эти занятия идут вразрез с его психологическими особенностями, поэтому могут вызвать обратную реакцию, протест, еще большую замкнутость. В такой ситуации очень важна фигура педагога, который способен найти подход к вашему малышу, дать ему время адаптироваться к новым условиям. Для возбудимых и тревожных детей полезны занятия рисованием, лепкой, разнообразные действия с песком.
Также творческий кружок способен развить, направить в нужное русло заложенные в ребенке качества. Например, если ваша дочка постоянно требует внимания к себе и готова ради этого придумывать невероятные истории, стоит дать ей возможность реализовать себя в театральной студии.

Что еще добавить? Главное — не принуждать малыша заниматься тем, что ему не интересно и явно не подходит по темпераменту, иначе это «ударит» по его нервной системе. Не менее важно ориентироваться на доступность кружка (как территориальную, так и финансовую).

Посещение занятий не должно напрягать ни самого ребенка, ни его родителей. Постарайтесь выбрать кружок недалеко от дома, чтобы дорога до него не занимала больше времени, чем само занятие.
Творческий кружок способен направить в нужное русло заложенные в ребенке качества.
Однако посещение занятий не может заменить все, что подразумевает собой детство — свободное и радостное, это лишь дополняет и разнообразит жизнь малыша.