Чтобы игрушка не только порадовала кроху, но и пошла на пользу его развитию, она должна соответствовать возрастным особенностям малыша. Как же сделать правильный выбор?
Когда в семье появляется маленький ребенок, то магазины детских товаров родителям, бабушкам-дедушкам и прочим родственникам приходится посещать довольно часто. „Купить бы что-нибудь новенькое, необычное, развивающее и не слишком дорогое…» — думает мама, зайдя в отдел игрушек.
Только вот на чем же все-таки стоит остановить свой выбор?
Чтобы не ошибиться, придется учесть немало самых разных нюансов: увлечения и привычки вашего малыша, его темперамент и, конечно же, возраст.
Здесь важно все!
От рождения до года: важно чувство меры
А чем можно занять грудничка? В кроватку совсем маленького, крохи можно иногда вешать одну яркую игрушку. Парой цветных картинок, календарей можно украсить стены в детской и подносить к ним ребенка во время бодрствования.
Обычно пишут, что предметы, окружающие младенца, должны быть яркими. Например, швед скорее купит своему малышу деревянный некрашеным паровозик, нежели яркую пластмассовую погремушку.
А где, собственно, взять подходящие игрушки? Вот что рассказывает Наташа, мама годовалого Павлика: „Сначала мы вообще не покупали игрушек, так много нам их надарили родственники. Но к тому времени, как у сына появилась потребность играть, я поняла, что все они какие-то бестолковые: много лишних деталей, неудобный захват… Тогда я отправилась по магазинам и обнаружила, что чем проще, приятнее глазу и качественнее была игрушка, тем дороже она стоила. А вот недорогие пирамидки были сделаны из плохой мягкой пластмассы, хлипкие, неустойчивые, у дешевых плюшевых котиков отваливались глаза, с резиновых зайчиков облезала краска…» Наташа нашла выход до поры до времени — ее ребенок играл очищенными, чисто вымытыми картошкой, огурцом, яблоком, морковкой… Такие „экологические» игрушки пришлись кстати для прорезывавшихся зубиков. Заодно и словарный запас развивался: к 10 месяцам Павлик запросто указывал по просьбе мамы на любой овощ или фрукт, чем очень веселил всех гостей. Итак, в этом возрасте вместо традиционных игрушек можно занять кроху любыми вещами, лишь бы они были безопасны. Кому из нас не при- ходило в голову позвенеть на улице ключами, чтобы отвлечь расплакавшегося малыша, или увлечь его в поликлинике собственными часами… Самое главное, игрушки — покупные или „подручные» — нужно подбирать достаточно разнообразные: отличающиеся по цвету и на ощупь, дающие ребенку представление о разных формах и размерах.
Теперь об игрушках звучащих.
Они не должны утомлять и раздражать малыша. Например, музыкальную карусель на кроватке не стоит заводить чаще одного-двух раз на дню. Такая игрушка выручит вас, когда нужно будет на несколько минут отвлечь кроху, чтобы отлучиться к телефону. То же самое относится к погремушкам, пищалкам и модным детским мобильным телефончикам — в самый раз занять ими ребенка на горшке, но как постоянный аккомпанемент ко всем его занятиям они не годятся. Лучше ставить дома негромкую музыку — сейчас выпускают много специальных детских аудиодисков.
От одного года до трех : исследуем и познаем
После одного года ребенок, уже свободно передвигающийся но квартире тем или иным способом, начинает проявлять большой интерес ко многим предметам обихода, закрывает и открывает дверцы шкафов, иногда вываливая из них все содержимое. Сидеть у мамы на кухне и долбить ложкой по кастрюле для него гораздо интереснее, чем одиноко раскачивать в своей комнате неваляшку. А через прозрачный люк стиральной машины он наблюдает за разноцветным бельем с таким интересом, с каким мы с вами смотрим телевизор.
Всем детям без исключения дарят мягких зверюшек. Но, покупая их малышу, проследите, чтобы по окружающим малыша существам можно было понять, кто они такие. „Не мышонка, не лягушку, а неведому зверюшку» лучше на время припрятать — в этом возрасте нужна конкретика.
Примерно с двух лет малышу будут интересны игрушки, которые копируют знакомые предметы быта. Правда, в такие игрушки его нужно будет научить играть.
У Спока описан такой эпизод: папа, у которого не было в детстве игрушечной железной дороги, приобретает ее своему трехлетнему сыну. Пока сам папа с превеликим интересом собирает ее, заскучавший сынишка хватает вагончик и запускает его в угол.
„Нет, не так, — говорит папа. — Надо пустить вагончики по рельсам». Малыш ставит его на рельсы, но тот падает набок.
Папа объясняет, что надо завести паровозик ключиком, что и проделывает сам. Сын в итоге чувствует уже неприязнь к игрушке, , и возвращается к старым игрушкам. Если же вы купили крохе сложную вещь, либо отложите ее на время, либо позвольте ребенку играть с ней, как ему хочется.
Универсальной игрой являются кубики — детям не надоедает играть в них практически до самой школы. Они прекрасно развивают фантазию, пространственную ориентировку, интеллект. Только помогите малышу освоить кубики в полной мере: стройте вместе с ним башни и замки, устраивайте конкурсы на самое интересное сооружение. Но учтите: настоящий простор для творчества даст только большое количество кубиков, так что покупайте сразу несколько наборов.
От трех до семи: время играть в куклы
Теперь самое время поговорить о куклах. Хотя кукла наверняка была у ребенка и раньше, только после трех лет игра в куклы становится по-настоящему игрой. Какие бывают куклы? Две принципиальные разницы — это кукла-подруга и кукла-дитя (пупс). Начнем с куклы-подруги. Это прекрасное создание, которое маленькой девочке дают поиграть сначала время от времени, под присмотром взрослых. Возможно, такой куклой любовалась на витрине маленькая Козетта, девочка-служанка из „Отверженных» Гюго. Или же это современная Барби со всем ее великолепным приданым.
Такая кукла, совершенно особая среди остальных игрушек, обязательно должна быть у вашей дочки. Ей хочется подражать, носить такие же наряды, ездить с ней на бал. Кстати, кукла-друг должна быть обязательно и у мальчика.
К пупсу девочка относится совсем по-другому: нянчит его, кормит и переодевает, хвалит и ругает. Карина, мама двоих детей, рассказывает: „Вике было три годика, когда родился Илюша. Мы купили ей игрушечную коляску и большого пупса. И вот, помню, летом на даче: я одеваю Илюшу, и она свою куклу. Я иду с коляской гулять, и дочка рядом свою катит. Знакомые подыгрывали ей и спрашивали нас при встрече: „Ну, как там ваши детки?»
Еще один вид игрушек — так называемые агрессивные куклы (типа черепашек-ниндзя или монстров). Они тоже нужны, особенно мальчику. Да, они кажутся слишком уродливыми, но при этом часто помогают справиться со стрессом. Для этих же целей служат милитаристские и полицейские игрушки. Главное, чтобы их было немного.
В этом возрасте игры детей развиваются по определенному сюжету. Ребята обожают игрушки, которые до мельчайших подробностей воспроизводят ту или иную ситуацию. Так, для „покупок» ребенку нужно выделить старенький, но настоящий кошелек с „денежками» (подойдут вышедшие из обращения). Девочки любят сумочки „как у взрослых» — с несколькими отделениями, ремешком через плечо. Малюсенькие стиральные принадлежности, кукольные интерьеры просто завораживают ребенка. Главное, чтобы все было как настоящее: открывалось и закрывалось, состояло из всех необходимых частей, — ведь малейшая халтура его разочарует.