Какие игрушки нужны ребенку: когда покупать, как правильно выбрать


Роль игрушки в жизни ребенка невозможно переоценить: она служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания, а также помогает маленькому человечку познавать окружающий мир. Именно поэтому необходимо с большой ответственностью подходить к выбору игрушек.

Когда нужны игрушки

Когда же ребенку нужны игрушки? С раннего грудничкового возраста. Но не с рождения! В первые пару месяцев малышу важно привыкнуть к вам, к новой обстановке своей жизни, к голосам окружающих его людей, к различным звукам. Через два месяца после рождения крохи можно повесить над кроваткой простую игрушку, а чуть позже — карусельку-мобиль. Но помните, что это приспособление не должно беспрерывно болтаться у крохи перед глазами.

Убирайте его на пару дней, а затем снова вывешивайте. В дальний уголок детской кроватки примерно в это же время вы можете положить одну игрушку, желательно шуршащую, мягкую на ощупь, не очень маленькую, одноцветную. Через 5 дней смените игрушку. В 4 месяца у вашего малыша в кроватке может быть уже 2-3 игрушки одновременно.

Только позитивные эмоции

Покупайте игрушки, которые несут в себе позитивный посыл. Игрушка должна быть нестрашной, доброй, окрашенной не более чем в 2-3 светлых цвета (зеленый, красный, желтый, белый, синий). Хорошо, если игрушка не издает резких звуков, не имеет запаха, приятна на ощупь.

Постарайтесь, чтобы в арсенале ребенка не преобладали детское оружие, чудовища, ведьмы. Такие игрушки способствуют развитию негативных эмоций и ощущений, порождая в душе малыша агрессию, жестокость, страхи.

Мягкой игрушке — быть!

У ребятишек любых возрастов обязательно должна быть мягкая игрушка. Даже у подросших детей, а порой и взрослых такие игрушки вызывают симпатию. Прикосновение к мягкому, округлому, пушистому, безусловно, стимулирует развитие положительных эмоций, успокаивает. Но во всем нужна мера — мягких игрушек не должно быть слишком много, и они нуждаются в регулярной чистке, стирке.

Много или мало?

Меру «много — мало» определить сложно, и зависеть она будет от индивидуальности ребенка. Конечно, комната не должна быть завалена игрушками! Нередко можно встретить и такое: в коробку складываются все игрушки, которые ребенку дарят, покупают, отдают. Их никто не просматривает, не отбирает, не откладывает. По таким коробкам можно судить буквально обо всей жизни малыша, начиная с рождения.

Переизбыток игрушек в комнате не просто бесполезен, но даже вреден, потому что тормозит игровые способности крохи. Нередко можно услышать от родителей: «У ребенка так много игрушек, а он в них не играет». Малыш, у которого еще не сформировано произвольное внимание, общая самостоятельность действий, вряд ли сможет выделить из этого множества именно то, что ему сейчас нужно и интересно. И тогда он начинает либо просто разбрасывать игрушки по комнате, либо дергать маму, капризничая и настаивая, чтобы его развлекали.

Игрушки должны нести в себе развивающий потенциал. Именно поэтому мама периодически просматривает, перебирает их, убирая на некоторое время малоинтересные для малыша. Желательно, чтобы для ребенка были доступны 5-6 функционально разных игрушек.

Развитию предметной деятельности будут способствовать мяч, барабан, бубен, юла, лопатка, молоточки, лабиринты. У трехлетних детишек, созревших для сюжетно-ролевых игр, несомненно, должны появиться наборы доктора, тележки для продуктов, пылесосы, парковки, кухни. Для двигательной активности подойдут каталки, лошадки-качалки, коляски для кукол, машины для передвижения по квартире.

Познавательную деятельность стимулируют всевозможные кубики (до полутора лет — мягкие), пирамидки (тряпичные, деревянные, пластмассовые, резиновые), сортеры с геометрическими формами, рамки-вкладыши разной тематики («Животные», «Овощи», «Транспорт»), шнуровки, простейшие пазлы из 2-3 частей, ближе к 3 годам — конструкторы из крупных деталей. Речевому развитию способствуют тематические лото, домино, пальчиковые игрушки, наборы карточек-картинок, дудочки, губные гармошки, свистульки.

Мама поможет

Подарив игрушку, внимательно вместе с ребенком рассмотрите ее и научите малыша ею пользоваться. Возможно, вам придется не раз приготовить на кукольной кухне угощение для плюшевых гостей, «сходить» на прием к врачу, припарковать машинки, построить замок для принцессы. Многое, конечно, зависит и отличной увлеченности мамы, ее опыта и фантазии.
Зато однажды вы увидите, что ваш ребенок так занят собственной увлекательной игрой, что забыл позвать вас!

Правила выбора игрушек

Покупая игрушку, думайте именно о своем малыше.
Обращайте внимание на возраст, указанный на упаковке. Если игрушка не соответствует возрастным потребностям ребенка, она окажется бесполезной и неинтересной ему. И ни о каком развитии здесь речи быть не может. Но также помните, что надпись на упаковке—лишь общая позиция-рекомендация, которая информирует о том, что ребенка этого возраста по нормам психического развития должна заинтересовать подобная игрушка. Не стоит крохе покупать игрушку, ориентируясь только на это.