Часто думаю, что детский страх – это серьезная опасность. А раз так, то ребенка нужно от нее уберечь. Нельзя допускать, чтобы ребенок боялся. Так ли это? Существует ли коррекция страхов у детей?
Есть периоды в жизни детей, в которые они особо чувствительны к развитию так называемого переживания экспансии. Это такой механизм эмоциональной регуляции, который позволяет преобразовать негативное по знаку переживание в положительную силу.
Впервые это происходит тогда, когда ребенок приобретает возможность самостоятельно передвигаться, осваивать новое пространство. Представьте, если бы у него не было в запасе умения пережить незнакомое и опасное?
Он бы не сдвинулся с места, не смог бы удовлетворить свою потребность в познании! Поэтому в этот период при поддержке мамы ребенок впервые понимает: если доползу туда, где так интересно, хотя и страшно, то радость будет двойная! И цели достиг – большой плюс, и со страхом справился — еще одна радость! Переживая именно так преодоление нового и опасного, организм ребенка запоминает: в ситуации преодоления у меня появляется больше сил, значит, выдерживать негативное напряжение не так уж и плохо.
Однако, такая реакция закрепится, если подобное преодоление будет поощряться мамой, она будет непременно поблизости.
Будет видеть и поддерживать ребенка взглядом, голосом, комментарием.
Иногда детей оставляет чувство меры. Например, в год, когда ребенку уж совсем сложно удержаться и не побежать в открытое пространство! Он теряет так называемое чувство края, перестает остерегаться опасности. Или в три года, когда ребенок усиленно начинает экспериментировать со своими негативными переживаниями. Провоцирует взрослого на гнев, наказание, стремится к тому, что его страшит и пугает взрослого своими агрессивными манерами.
Коррекция страхов
Сразу освоить новый способ переживания малышу непросто.
Он еще не готов к самостоятельному взаимодействию с меняющимися быстро обстоятельствами. Близкие и в игре, и в реальной жизни, могут предложить малышу героическую роль.
В игре может быть «пожарник» или «добрый молодец», а в жизни -мамин «помощник» или «наш силач». Освоение героической роли наиболее действенно в игровой деятельности ребенка, во время так называемой «отвлекающей» психодрамы. Возможны разные ее формы.
Этот ритуал не только даст ребенку возможность понять смысл житейских событий, а развивает его «внутреннюю речь», которая поможет ему в дальнейшем справиться со всем новым, неожиданным и пугающим.
Если обобщить все те представления, которые мы обсудили, то можно сказать так: ценный опыт коррекции страхов у детей приобретается ребенком вместе со взрослым. Взрослые формируют умение ребенка справляться с тем, что может вызвать сильное негативное напряжение. А бояться совсем не страшно: преодолевая страх, мы получаем двойной эмоциональный заряд. Тот ребенок, у которого благополучно развит механизм переживания экспансии, как правило, активен в познании и доверяет миру.