Любимый предмет в школе у ребенка: формат занятий и личность преподавателя


Для многих осень ассоциируется с желтыми листьями, спелыми фруктами и овощами, а также со школой и всем, что с ней связано. Мы взрослеем, и что-то стирается в нашей памяти, что-то остается, но любимый предмет и учительницу большинство из нас вспомнит даже спустя 30 лет. Почему один предмет становится любимым и на урок ребенок идет с удовольствием, а другой вызывает скуку и неприязнь? Предлагаю обсудить этот вопрос и разобраться, какие факторы влияют на отношение к предмету и желание его изучать.

Какой твой любимый предмет?» — вопрос, который наиболее часто любят задавать детям. Ответы могут быть самыми разными: одному нравится математика, другому литература, а третьему вообще ничего не нравится. Но каждый родитель хотел бы, чтобы любимых предметов у его ребенка было как можно больше. Ведь куда приятнее учиться, когда то, чем ты занимаешься, нравится и вызывает интерес!

Кстати, ведь это одна из главных целей образования — привить желание узнавать новое! Это очень важный навык, который в дальнейшем помогает ребенку изучать самостоятельно то, что ему необходимо, и совершенствоваться в нужном направлении. Вырастая, такие люди на протяжении всей жизни учатся, повышая свою квалификацию, осваивают новые профессии, добиваются успехов и растут как личности. Кто из родителей не хотел бы такого будущего своим детям? И что же составляет фундамент будущих побед?


— AD —

Успех

Успех в учебе рождается из понимания темы и достижения максимального результата, а именно наивысшей оценки.
Когда ребенок понимает, о чем говорит преподаватель, с легкостью решает поставленные перед ним задачи и при этом получает оценку «пять», это создает уверенность в себе, в своих силах.

Ребенок начинает по-другому оценивать себя, относиться к себе и к тому, что он делает, он не боится рисковать и находить нестандартные решения, отстаивать свою позицию. Бывает и так, что ребенок понимает предмет, неплохо справляется с заданиями, но итоговый результат — оценка «хорошо». Здесь очень важна реакция родителей: если они подбодрят и помогут справиться с «неудачей», у ребенка не исчезнет интеpec изучать предмет и дальше, наоборот, желание доказать всем, что он способен на что-то большее, будет подталкивать к дальнейшему совершенствованию.

Личность преподавателя

До сих пор помню свою любимую учительницу начальных классов: ее голос, то, как она одевалась, ее волосы, собранные в косу, манеру смотреть на часы, ее строгий тон и понимающую улыбку. И действительно, часто наши учителя становятся не просто преподавателями, а людьми, которыми мы восхищаемся и на кого хотим быть похожи. И, как следствие этого, тот предмет, который ведет любимая учительница, становится интересным, хочется его изучать, получать хорошие оценки.

Мастерство педагога, умение подать материал, желание донести его в доступной для ребенка форме очень ценны и являются теми инструментами, которые помогают понять и запомнить самое важное, а в дальнейшем использовать в жизни полученные знания. И, наоборот, если отношения между учителем и учеником не сложились, то, как бы легко ни давался предмет, какой бы важный он ни был, желания заниматься у ребенка не будет. В этом случае родители могут сами позаниматься с ребенком или пригласить репетитора, который ребенку понравится.

Формат занятий

От того, где проходят занятия — в классе или на свежем воздухе, в спортивном зале или в парке, в какой форме — игровой или лекционной, зависит общий настрой детей, их восприимчивость к новому материалу. Даже простая возможность сдвинуть парты и сесть не по двое, а, к примеру, вчетвером или всем классом буквой «П», уже создает радостное настроение и оживление. Конечно, не всегда это приемлемо и уместно, к тому же есть определенные нормы и стандарты, предписанные для школ: какие предметы и в каком формате следует вести.

Но проведенные исследования говорят о том, что в неформальной обстановке человек запоминает больше новой информации. К предметам, которые проходят в нестандартных условиях, относятся физкультура, природоведение и труд, иногда рисование и информатика.

Отношение родителей к предмету

Иной раз можно услышать: «Ты не любишь математику? Да как же так, вот папа у тебя экономист, мама бухгалтер, а ты даже столбиком умножить не можешь!». Конечно, наш ученический опыт и личные предпочтения могут повлиять на выбор ребенка. Но если родители излишне настойчивы в своем желании привить ребенку любовь к какому-то предмету, то в большинстве случаев все получается с точностью до наоборот.

Лучшее, что могут сделать родители, — это рассказать о том, как им было интересно изучать какой-либо предмет, что на это повлияло, как проходили занятия, вспомнить интересные и смешные истории, связанные с этим предметом. Поделиться своими знаниями и рассказать, что пригодилось в практической жизни, где применялись полученные знания, вместе сделать домашнее задание или подготовить доклад. Помощь и совместная деятельность в изучении предмета являются хорошим фундаментом теплых искренних взаимоотношений, развивают любознательность и желание ребенка дальше совершенствовать свои знания.

Ответственность и право на ошибку

Часто страх совершить ошибку и связанная с этим ответственность в виде плохой оценки как следствие негативной реакции родителей заставляет ребенка быть крайне осторожным, сосредоточенным, происходит перенапряжение, ухудшается внимание и память. Совсем другая складывается ситуация, когда дети делают упражнения и при этом им не ставят оценки, а лишь показывают, в чем они ошиблись. У ребенка есть возможность экспериментировать, находить нестандартные решения, не бояться рисковать.

В подготовительных группах и в начале первого класса так и происходит: нет конкретных оценок, есть звездочки, кораблики. Но затем вводится оценочная шкала, в системе которой ребенок должен набрать максимальное значение. Такая система приучает ребенка к тому, что его труд будет всегда оцениваться, и это хорошо, но, с другой стороны, такое положение вводит ребенка в состояние стресса и вечной гонки. И напряжение естественным образом сказывается как на физическом состоянии ребенка, так и на отношении к предмету. Существуют безоценочные системы обучения, когда оценивают только общие знания, полученные за определенный период обучения, при подведении итогов успеваемости.

На отношение ребенка к предмету может влиять такой фактор, как время. Замечено, что первый урок с утра дети чаще проводят «на автомате», и ребенку необходимо прийти в себя, чтобы включиться в процесс. То же самое происходит и на последнем уроке, когда голова ребенка переполнена новой информацией, и необходима смена вида деятельности, например, физическая активность или отдых.

На какие-то факторы при обучении детей родители могут повлиять, на какие-то нет. Но в любом случае хорошее настроение, личный опыт и совместная деятельность, психологическая поддержка и обучение без оценок — это та среда, в которой формируются любовь к учебе, желание развиваться и совершенствоваться. Любите своих детей независимо от того, какие у них оценки, какой любимый предмет, каких целей они достигли, — ведь так любить могут только родители!