Мамины помощники


Когда кроха еще совсем мал, родители представляют его большим, добрым и ответственным помогайкой, однако, когда подросший карапуз года в 3-5 предлагает свою помощь, взрослые всячески стремятся ограничить эту инициативу. А Зря.


— AD —

Зачем приучать трудиться?

Психологи считают, что детям важно привить мысль о том, что труд — это основной вид деятельности любого взрослого человека и каждый должен понимать всю ответственность за то, что он делает. Просто так мысль эта не приходит и не закрепляется, а потому задача родителей — планомерно вести работу в этом направлении, предлагая по мере взросления ребенка посильные задания. Наряду с этим формируются определенные бытовые навыки: быть опрятным, убирать свою комнату, быть хозяйственным – все это просто так не дается, а приходит с опытом. Конечно, кроха далеко не сразу
освоит все азы стирки или сервировки стола, но при правильном подходе он будет понимать всю меру личной ответственности и воспринимать домашние обязанности как само собой разумеющееся, а не сизифов труд.

От простого к сложному

Оптимальным возрастом для начала помогательной деятельности психологи считают 3-летний рубеж, когда малыш уже все понимает и может выполнить простые манипуляции, будь то собирание игрушек, поручения вроде унести-принести какую-либо вещь, поставить на стол тарелки или убрать их со стола, полить комнатные растения. Однако важно помнить, что для ребенка-дошкольника ведущей деятельностью является игра, а потому приучать к домашним делам нужно в игре. Малыш гораздо быстрее и охотнее соберет свои игрушки, если сказать ему о том, что скоро пойдет дождик; а желание стать маминым помощником на кухне придет скорее, если поиграть с ним в кукольную кухню — такая нехитрая игра поможет ребенку понять, что он делает то же самое, что и взрослые, и это интересно.

Из самых простых вариантов можно предложить соревнования «Кто быстрее?» (вымоет посуду, протрет пыль, сложит игрушки, подметет дорожку и т.д.). Можно привлечь к выполнению домашних работ любимые игрушки — такая игра станет обрастать все новыми подробностями и запросто превратится в сказку с хорошим концом. Кстати, о сказках.

Почитайте «Федорино горе», «Мойдодыр» и прочую классику детской литературы, посвященную чистоте, обязательно обсудите сказку и попробуйте сами сочинить сказки про пыль и уборку, и пусть малыш помогает развивать сюжет и сочинять новые истории.

Обязательно хвалим

Это самое важное в процессе помощи, и именно похвала, ласка и нежность станут той наградой, которую должен получить ребенок за выполненную работу, даже если она, на взгляд взрослого, выполнена как-то не так. Это самое «не так» еще долго будет присутствовать, но ведь это нормально, потому что требовать от маленького ребенка идеального выполнения обязанностей просто глупо. А вот самой настоящей мудростью можно считать мамино или папино исправление огрехов тогда, когда кроха этого не видит. В противном случае малыш подумает, что помогать неинтересно и несущественно, раз взрослые все равно переделывают за ним его работу.

Еще одна крайность — награда за труд.
Понятно, что взрослые за свою работу получают заработную плату, однако за чисто прибранную квартиру или вкусный обед никто никому не платит, потому что это привычное положение дел.
Благодарностью за выполнение домашних дел является простое спасибо, которое работает в отношении всех. Если же ребенок усвоит, что за выполнение некоторых маминых или бабушкиных просьб он получает конфету-пирожное-мороженое-игрушку или что-то еще, ребенок начнет манипулировать взрослыми и будет выполнять только те поручения, которые ему выгодны.

Спокойствие, только спокойствие

Положа руку на сердце, признайтесь, что иногда трудовая деятельность вашего карапуза вызывает не только умиление.
Когда вам хочется поскорее закончить уборку или стирку и ваше чадо спешит к вам на помощь, вы стараетесь всячески его поторопить и подправить. Или даже предложить сделать все самим. Часто это заканчивается обидами, ссорами и слезами, а все потому, что в деле трудового воспитания нужно терпение.

Маленького человечка нельзя ругать за то, что он что-то сделал не так, и не стоит требовать от него идеального выполнения домашней работы, впрочем, как и навязывать ему ту работу, которую он сейчас не хочет делать, — так можно спровоцировать стойкое отвращение к своим обязанностям. Всячески хвалите малыша, когда вы видите его старательные, хоть и неумелые действия, предлагайте ему выполнить ту работу, которую ему хочется сделать самому, — этим вы позволите маленькому помощнику почувствовать себя очень взрослым и самостоятельным и разобраться в своих предпочтениях.

Личный пример

Говоря о том, что родители должны показывать крохе на личном примере, почему нужно работать, важно разграничивать понятия «работа» и «домашние обязанности». О том, что вы ходите на работу, ребенок и так знает и уже наверняка усвоил, что уровень дохода семьи напрямую влияет на количество его игрушек и каких-то других благ. А вот показать, что домашние дела и после трудовых подвигов в офисе (фирме, заводе и т.д.) никто не отменял, нужно самим. Пусть ребенок видит, как мама моет пол, а папа натягивает на балконе бельевые веревки; вместе отправляйтесь на дачу полоть грядки и разрешайте делать то же самое ребенку – такая атмосфера, где каждый занят делом, воспринимается как норма, а потому она будет работать на воспитание хороших качеств.

Будьте последовательными

Если у вас в семье домашние обязанности четко поделены, выполняйте их, чтобы ребенок видел это, и только затем определите, что именно будет делать ваш карапуз. Закрепите за ним обязанности убирать игрушки и поливать цветы, гулять с собакой и стирать свои любимые наряды. Только не делите работу по половой принадлежности: если мальчик пылесосит, это вовсе не означает, что он делает девчачью работу — каждый в состоянии сделать дома то, что ему по силам.

Второе правило последовательности — объяснять просто и доступно, чего именно вы хотите. Не ждите, что дети предложат вам помыть посуду или пропылесосить, если вы будете молча страдать от изобилия работы, которую предстоит переделать. Впрочем, громкие стенания также не возымеют желаемого действия. А все потому, что ребятишки понимают только обращенную прямо к ним просьбу и высказанную только спокойным тоном. Безотказно действует слово «вместе», потому что так веселее и быстрее, еще безотказнее — возможность выбора: «Ты будешь мыть пол или вытирать пыль?»
Третий секрет успеха — самоконтроль.

Чтобы уборка не вызывала негатива, контролируйте себя: исключите из комментариев по поводу предстоящей работы слова с отрицательным оттенком, просите помочь и обязательно хвалите.
Легче всего делать это в хорошем настроении, иначе игра быстро перестанет быть таковой и превратится в «разбор полетов» со всеми вытекающими последствиями.

Мамины помощники растут ответственными, когда им позволяют поливать цветы и полоть грядки, гулять с собакой и мыть посуду, стирать самые любимые маечки и раскладывать вещи по своим местам. И при этом не исправляют, не учат и не ворчат, а хвалят и обнимают. Разрешайте своим деткам делать домашнюю работу, пока они хотят этого, и тогда в подростковом возрасте вы не столкнетесь с проблемой уборки из-под палки.