Математика для детей: как организовать занятия математикой, чтобы они были интересны


Для большинства детей освоение математики идет по следующей схеме: изучение цифр, счет в пределах нескольких десятков-сотен, первые задачи, вечерние изнуряющие занятия с кем-то из домашних. Результат: твердое убеждение, что математика — это скучно.
А есть дети, которым посчастливилось сделать открытие — познакомиться с Миром математики интересным и по-настоящему увлекательным.

В первом случае дети учатся считать и решать. Во втором — думать и размышлять, не бояться сложных задач, фантазировать и аргументировать свою точку зрения.


— AD —

В чем секрет?

Кто-то скажет, что дело в генах и природной расположенности ребенка к математике. На самом деле, все гораздо проще. Известные психологи и педагоги сходятся во мнении, что способности ребенка могут развиваться только в интересной для него деятельности.
Особенно в дошкольном возрасте.

Хотите пойти дальше счета и знакомства с геометрическими фигурами? Мечтаете, чтобы ваш сын или дочь выросли любознательными исследователями — сделайте процесс познания радостным и интересным.

Меняйте формат

Не обязательно ждать вечера, чтобы позаниматься с ребенком.
Развивайте логическое мышление в домашнем быту, в очереди, просто в фоновом режиме. Для этого создавайте свою копилку идей для изучения математики.

Вы сможете воспользоваться одной из них, когда наступит подходящий момент. У такого подхода есть масса плюсов. Главные – вы избавляетесь от однообразия и скуки, осваиваете или углубляете новые знания без лишней нагрузки. Будьте уверены — ребенок с большим удовольствием назовет элементы квадратной формы в холле, придумает альтернативное продолжение известной сказки или отгадает загадку, чем будет маяться от ожидания.

Превращайте занятия в игру

Не секрет, что для детей 3-7 лет игра гораздо важнее и, что уж скрывать, — интереснее, чем любые занятия. В это время ребенок приобретает массу полезных навыков: учится действовать по правилам, развивает воображение, внимательность.
Добавляйте в обычные игры малыша элементы обучения. Например, играем в стройку — считаем, сколько кирпичей может поместиться в большой грузовик, а сколько — в маленький? Сравниваем и решаем — какой из них лучше всего отправить за кирпичами и почему.

Занимайтесь вместе

Известный психолог Л.С. Выготский сформулировал очень важный закон развития ребенка.
Суть его в том, что нельзя обучить ребенка чему-то, просто показав, объяснив какое-то действие. Это относится к любой активной деятельности детей. Научить можно только в результате совместной деятельности. Родитель должен какое-то время выполнять задание вместе с ребенком. Вывод прост: хотите развития — уделяйте время!

Вдохновляйте на открытия

Что делать, если задачка не идет? Помогать или нет? Подсказывать нужно, если ребенок не утратил интереса к поискам решения, но уже перепробовал самые разные варианты решения и не сумел найти правильный.

Ставьте высокие цели

Легендарный директор General Electric Джек Уэлч считал, что своим успехом он во многом обязан своей матери — крайне требовательной ГрэйсУэлч. Она ставила перед сыном цели, которые тот считал невозможными, и всячески поощряла после каждого успешного шага. Будьте уверены, что ваши дети способны на большее. Не забывайте показывать им это.

Хвалите нестандартные решения

Вы задали ребенку задачу, а ваше чадо начало сыпать неправильными ответами. Знакомая ситуация? Психологи сходятся во мнении, что останавливать и тем более говорить ребенку, что его ответы неправильные — нельзя.
Похвалите фантазию юного мыслителя, порадуйтесь его умению фантазировать и найдите ответ вместе.
В противном случае ребенок будет пытаться понять, чего от него хочет родитель, вместо того, чтобы найти правильные ответы.

Создавайте среду

Если взрослым для решения задачи достаточно ручки и блокнота, то в случае с детскими занятиями без ярких и интересных пособий не обойтись. К услугам родителей великое множество всевозможных карточек, наборов, настольных игр и игрушек.

Среди них встречаются хорошие, так себе и настоящие хиты. Последние прошли проверку временем у педагогов и родителей, доказав свою эффективность на деле:
• Математические тетради Кумон — пособия, разработанные японским учителем Тору Кумон для сына Такеши. Чтобы помочь ему в освоении математики он разработал серию заданий, на выполнение которых тратится менее 20 минут.

• Математические Настольные игры — увлекательный вид совместного досуга, который ко всему прочему помогает освоить новые знания и умения.
Увлекательно и полезно! Вспомните лото или домино из своего детства — достаточно 15-20 минут в день для закрепления навыков счета и логики.

• Логические блоки Дьенеш придумал венгерский математик Золтан Дьенеш. Набор из 48 объемных геометрических фигур наглядно и просто знакомит детей с понятием формы, цвета, размера, помогает изучать свойства предметов, сравнивать и обобщать.
Вариантов занятий с блоками очень много — от простых до сложных. Все они описаны в специальных альбомах, которые меняются в зависимости от возраста детей.

• Счетные палочки Кюизенера часто называют «цветными палочками» или «числами в цвете». Это популярное математическое пособие придумал бельгийский учитель Джордж Кюизенер. В набор входят четырехгранные палочки 10 цветов и длиной от 1 до 10 см. Для малышей — это просто конструктор, с помощью которого можно изучать цвета и формы. Дети постарше с его помощью изучают состав числа, знакомятся с отношением «больше-меньше», «право-лево», «между», «выше», «длиннее» в игровой деятельности или с помощью специальных заданий. Например, «Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной».