Вечный вопрос, волнующий большинство родителей: как реагировать на явные проступки ребенка? Увы, чаще всего мы торопимся наказывать своих детей с целью «чтоб впредь неповадно было». Избежать наказаний трудно, практически невозможно, но все же они должны быть тщательно продуманы. Обычно же в арсенале наказаний у родителей в основном те, что применялись к ним самим в детстве. Но о том, насколько методы воспитания эффективны или справедливы, многие взрослые порой даже не задумываются.

Метод наказания без „фантазии»

Возьмем, для примера, традиционное распоряжение встать в угол, отданное разыгравшемуся трехлетке, активность которого стала переходить грань умиления. На взгляд психолога, это на редкость бесполезное наказание. По идее оно подразумевает, что в углу ребенок, угомонившись, переосмыслит свое поведение или раскается.
Родители используют это наказание вместо того, чтобы успокоить перевозбудившегося кроху и переключить его на спокойную деятельность, но более содержательную, чем обнюхивание обоев в углу.
Говоря о привычных наказаниях, нельзя обойти стороной и физические. Однажды в автобусе я наблюдала такую сцену: мать и бабушка ехали куда-то с двумя детьми мальчиком и девочкой. Дети капризничали.
Бабушка сообщила на весь автобус: „Дома получите ремня!»
Дети расшумелись еще больше (терять-то нечего!). Но и бабушка не намерена была отступать и всю дорогу продолжала: „Вчера Гришка у бабы ремня получил? А сегодня и ты, Таня, получишь! Вот подождите же у меня, только домой приедем…»
Окружающие молчали. Молчала и я, вместо того чтобы сказать маме: „Зачем вы позволяете так унижать своих детей?!»
Еще как-то можно оправдать родителя, отвесившего чаду подзатыльник под горячую руку: родители тоже люди, им не всегда удается сдержаться. Но когда битье становится законной мерой воспитания, когда для этих целей заведен ремень и крохе страшно идти домой это настоящее преступление.

Метод естественных последствий

Как же тогда наказывать детей? Если рассматривать наказания с точки зрения их справедливости и целесообразности, на первое место выйдет „метод естественных последствий» Жан-Жака Руссо: родителям не надо ничего придумывать, наказанием ребенку послужит вред от содеянною.
Как это выглядит на практике?
• Годовалый малыш описался. Беда невелика, но пора бы уже приучаться к горшку. Не ругайте его, просто чуть помедлите с переодеванием — дискомфорт от мокрых штанишек должен пойти па пользу учебе.
• Трехлетний малыш балуется за столом, хотя уже знает, что так делать нельзя. Разлил суп — не бегите за новой порцией, пусть терпит до ужина.
• Шестилетка опять долбил по лестнице велосипед, и у того отвалилось колесо. Не торопитесь с ремонтом или покупкой нового, месяц без велосипеда научит его бережнее относиться к своим вещам.
Метод естественных последствий не только практичен, но и гуманен: вам не приходится прибегать ни к каким изощренным действиям, унижающим достоинство ребенка. Главное, чтобы малышу стала очевидной вся обоснованность ваших требований, нарушив которые он наказывает себя сам.
Всем хорош этот метод, правда, подходит он не для всех ситуаций. Порой эти естественные последствия слишком отдалены во времени или опасны — словом, их лучше не дожидаться. А иногда это никак не сказывается на ребенке (например, если он грубит или ставит вас в неловкое положение перед посторонними). Поэтому в ряде случаев наказание приходится моделировать искусственно, но все же оно должно быть продуманным и соответствовать возрасту ребенка.

Метод воспитания без ограничений

Однажды в гостях я наблюдала такую сцену: хозяйка пыталась отправить сына спать. Малыш не реагировал на ее призывы, вел себя чересчур непосредственно: теребил гостей, хватал со стола еду, звенел игрушечным бубном… Мама лишь вымученно улыбалась и, оправдываясь, говорила, что они с мужем придерживаются принципов свободного воспитания.
А может, и впрямь так надо?
Глядишь, вырастет дитя свободной личностью… Но история педагогики уже знает такие попытки. В одной из европейских стран была создана система воспитательных учреждений, построенных по принципу полнейшей свободы: детям там позволялось делать абсолютно все, педагоги лишь присматривали, чтобы они не навредили друг другу и самим себе. Когда же эти дети выросли, они были настолько дезадаптированы в обществе, что их приходилось возить по улицам в специальных автобусах — ведь они не знали самых элементарных правил поведения в обществе. По сути, из них выросли очень несчастные люди.
Другой пример — скорее забавный, он описан в книге польского автора Ирэны Осталовски. В автобусе на коленях у мамы сидит малыш и старается пнуть грязным ботинком женщину в светлом пальто. Она пробует отодвинуться, закрывается сумкой, но ребенок по-прежнему пытается добиться своего. Наконец женщина просит мать мальчика угомонить его, на что та отвечает: „Я воспитываю своего мальчика без ограничений!» И тут сидевший рядом юноша вынимает жвачку и приклеивает ее маме ребенка на лоб : „А меня родители тоже ростили без ограничений».
Как же все вышесказанное выглядит в повседневной жизни?
(галочкой помечены наиболее предпочтительные варианты):
Придя из садика, ваш ребенок употребляет ненормативную лексику. Вы…
• Стараетесь не фиксировать на этом его внимание, чтобы не закрепить пройденное.
• Уверены: хороший шлепок отучит его от таких выходок!
✓Объясняете ему, что все слова, которые он сейчас произнес, неприличные, и твердо заявляете, что не хотите, чтобы он впредь их употреблял.

Полуторагодовалый кроха пытается схватить со стола ножницы. Вы…
• Строго говорите ему: „нельзя», но ножницы нt убираете — пусть тренирует силу воли.
✓Убираете ножницы с глаз долой и отвлекаете ребенка.
Говорите «нельзя», убираете ножницы и отвлекаете кроху.

Трехлетка плюется. Вы…
• А что — очень даже забавно!
• Говорите: „Вот еще раз плюнешь — - и получишь по губам!»
✓ После пары замечаний подчеркнуто игнорируете ребенка, лишив его забаву смысла.

К вам пришли гости, а пятилетний сын устроил шумные игрища с годовалой сестренкой. Вы…
• Предлагаете гостям поумиляться детской непосредственностью ваших детей.
• При всех кричите на старшего, чтобы он немедленно прекратил это безобразие.
✓Под каким-то благовидным предлогом выводите своего сына, делаете ему единственное предупреждение, при пренебрежении которым он отсылается в свою комнату.

Помните:

Отступать намного труднее. Перед тем, как на чем-либо настаивать, подумайте: хватит ли у вас упорства держаться до конца? Предположите разную реакцию со стороны ребенка и решите, как вы поступите в том или ином случае.
Собственное бессилие рано или поздно начнет вас угнетать. Поэтому не идите на поводу у ребенка от слабости, прикрываясь демократичностью.


— AD —