Мамы, чьи дети пошли учиться с шести лет, также разделились во мнениях: кто-то рад, что ребенок не тратит лишний год в садике, а получает более расширенные знания в школе, а кто-то, напротив, считает, что совершил ошибку, отдав в школу совсем еще несамостоятельного малыша. Некоторые считают, что, «просидев» год в детском саду, ребенок затормозится в развитии. Другие говорят, что если ребенок скорее вольется в жизненный ритм, то ему будет легче приспособиться к жизни в будущем.
Психологи утверждают, что для мальчиков семь с половиной лет — оптимальный возраст для того, чтобы сесть за парту, так как в этом возрасте происходит очередной кризис, в результате которого ребенок становится психологически более зрелой личностью. А шестилетние дети направлены на сюжетно-ролевые игры, тогда как семилетние тоже играют, но в обучающие игры. Кроме того, психологи утверждают, что шестилетний ребенок привык делать то, что ему хочется, а семилетний будет делать то, что от него требуется.
Психологам вторят и педиатры — если ребенок привык в садике бегать, прыгать и играть, то в школе обстановка будет совсем иной. Отсутствие дневного сна — ведь в это время нужно делать уроки, необходимость сидеть в течение определенного времени на занятиях — все это приводит к тому, что ребенок все время находится в напряжении и не может расслабиться.
Однако это не значит, что на отправление ребенка в школу с шести лет надо говорить категоричное «нет». Просто ребенок должен созреть к походу в школу психологически. Так, например, если ребенок говорит о том, что хочет, чтобы в школе его научили читать и писать, или что там будут рассказывать об интересных вещах, можно утверждать, что он созрел психологически. Если ребенок считает, что школа — это практически то же самое, что и детский сад, что учительница станет развлекать детей и играть с ними в игры, если главное преимущество похода в школу — лишь новый красивый портфель или какая-либо школьная атрибутика, то ребенок не готов к уходу из детского сада. В таком случае отправление его в первый класс приведет лишь к разочарованию, а порой и к паническому страху и ненависти к школе.
Готов ли ребенок к школе?
Опытные мамы советуют обратить внимание на некоторые аспекты: может ли ребенок сам одеться, раздеться, собрать вещи, сходить самостоятельно в туалет; чувствует ли он себя комфортно в коллективе, может ли постоять за себя; слушается ли учителя, делает ли на уроках то, что от него требуют; не впадает ли в ступор от повышенного тона. А также — легко ли ребенок встает по утрам, может ли сам открыть или запереть дверь самостоятельно. По всем этим параметрам можно сказать, готов ли ребенок к школе.
Однако врачи считают, что все сугубо индивидуально. Есть дети, которые готовы к школе уже в шесть лет, а есть те, кто не готов и во все восемь. Принять во внимание нужно многие факторы: наследственность, атмосферу, в которой находится ребенок, состояние здоровья.
Кроме того, стоит посоветоваться не только с семьей, но и со специалистами: педагогами, педиатром, психологом.
Мамы, которые сомневаются, отдавать ребенка в школу с шести или с семи лет, могут провести простой тест — понаблюдать, может ли ребенок одновременно слушать маму и заниматься своим делом, при этом оставаться внимательным и сосредоточенным в течение 35-45 минут. Если ответ положительный, то он готов к школе.
Минусы и плюсы «ранней» школы
У «ранней» школы имеются свои плюсы и свои минусы. Так, например, если ребенку уже «за семь», то в своем классе он может выглядеть переростком, что может принести ему проблемы в более взрослом возрасте. Если ребенком занимались до школы, то к семи годам он будет знать многое из того, что проходят в первом классе, и на уроках ему будет неинтересно. Он будет отвлекаться и пропускать то, чего не знает, кроме того, привыкнет, что многие вещи ему даются легко и без усилий, а когда придется трудиться, окажется к этому не готов.
В то же время есть и минусы. Во-первых, ребенок раньше лишается детства. По этой причине родители чаще всего и не хотят отдавать ребенка в школу так рано.
Ведь другого детства не будет. Во-вторых, психологи считают, что «летние» дети несколько отстают в развитии от тех детишек, которые родились в другое время года. Поэтому если ребенку исполнилось шесть летом, а в сентябре его отправляют в школу, то, возможно, он еще не готов к тому, чтобы пойти на учебу.
Еще один минус. Если ребенку к началу учебного года будет меньше шести с половиной лет, он будет часто уставать, просыпаться лишь ко второму уроку, засыпать к обеду. Кроме того, малыша могут преследовать головные и желудочные боли, капризы, беспричинный плач.
Ну и еще один нюанс, который волнует мамочек, — детки в шесть лет слишком малы. Они еще нуждаются в маме, часто несамостоятельны, с трудом привыкают к школе, так как совсем недавно привыкали к детскому саду. Плюс ко всему огромные нагрузки, уроки, новые люди.
Педиатры и психологи советуют: если вы отправили ребенка в школу с шести лет и видите, что он очень устает, лучше забрать его из школы и подождать до следующего года.
Дружба дружбой
Одна из самых главных сфер в жизни школьника любого возраста — взаимоотношения со сверстниками. Разница между шестилетними детьми и семилетками не так велика, чтобы это могло вызвать определенные проблемы. Недопонимания могут вызвать другие факторы: стеснительность или замкнутость (которые не зависят от возраста), отставание в учебе, особенности физического развития ребенка.
Дети, увы, порой жестоки, и они могут начать дразнить соклассника за любую физическую непохожесть, даже если недостатком это не является — маленький или, наоборот, высокий рост и т. д. Не говоря уж о явных особенностях — заикании, косоглазии. Также проблемы могут возникнуть и в том случае, если ребенок психологически не готов к школе и не принимает правил поведения в учебном заведении.
К школе стоит подготовиться заранее: посещать развивающие занятия, например, в детских клубах и центрах раннего развития, участвовать в групповых мероприятиях, ходить в гости и на игровую площадку с малышом, в парки, чтобы научить его взаимоотношениям со сверстниками. Тогда к началу школьного обучения ребенок освоит навыки поведения в социуме.
Можно познакомиться с другими родителями, и время от времени организовывать совместные походы на аттракционы или в зоопарк. Важно не отзываться об учителях и одноклассниках негативно, а чаще расспрашивать о них своего ребенка, задавать больше вопросов и поддерживать его в случае необходимости.