Кроха лет пяти стояла рядом со мной в автобусе и пристально смотрела на сумку, которой я заняла свободное сиденье рядом. «Что ты хотела, миленькая?» — обратилась к девчушке. «Шесть!» — ответила она.
«Чего шесть?» «Шесть хотю!» — пояснила девочка. Только тогда я поняла: малышка хочет сесть!
Это не редкость, когда дошкольник, а то и ребенок постарше не выговаривает те или иные буквы, а порой говорит так невнятно, что понять его может только мама. Почему такое происходит и как помочь малышу научиться говорить чётко, ясно и правильно?
Причины
Одной из причин неправильного произношения тех или иных звуков могут быть особенности в строении речевого аппарата. Например, короткая подъязычная связка, затрудняющая движение языка. При патологически короткой связке неправильное произношение буквы «р» останется на всю жизнь.
Неправильный прикус также вызывает затруднения с артикуляцией, а причиной может являться слишком долгая «дружба» с пустышкой.
Не следует сбрасывать со счетов врождённые отклонения в строении челюстей. Довольно распространённым методом решения этой проблемы является стоматологическое вмешательство, например, установка брекетов.
Не следует сбрасывать со счетов дефекты слуха, не позволяющие точно определять звуковые особенности букв, а следовательно, правильно их произносить. Вполне понятно, что в перечисленных случаях потребуется помощь специалиста, и чем раньше это произойдёт, тем выше процент успеха.
Однако существуют причины, определяемые как социальные. Речь идет о неправильном поведении взрослых. Многие родители и родственники почему-то просто убеждены, что с малышом необходимо разговаривать исключительно умильно-сюсюкающе. На эту тему есть анекдот: «Лет до четырёх Петя серьёзно думал, что его зовут «Утибоземой!» Поэтому никакой «бибики» — только «машина»! «Не «абака», а «собака»! И так далее.
Дети не только склонны к подражанию, но и повторению. Пусть повторяют правильно!
Иногда детские корявые словечки входят в речь всей семьи, кажутся милыми и забавными. Между тем, ребёнок растёт, и неправильная речь косвенно может влиять на умственное развитие.
А ведь ему предстоит идти в школу, учиться письму и чтению, декламировать стихи на детских праздниках, участвовать в общих мероприятиях. Картавость, шепелявость, могут изрядно омрачить школьную жизнь.
Начинаем с пелёнок!
Иные мамочки разговаривают с чадом, когда он ещё «сидит в животике». Но первые беседы начинаются с детского лепета и агуканья. Нужно обязательно всячески поддерживать желание младенца общаться и как можно чаще разговаривать с ним. Важно, чтобы малютка видел при этом лицо собеседника, движения губ и языка.
Разнообразные бытовые действия, движения — от кормления до прогулки — лучше всего сопровождать ласковыми весёлыми комментариями, чтобы кроха запоминал слова и звуки. Ближе к году он начнёт их повторять.
В помощь речевому развитию малыша очень пригодятся детские стишки-потешки, прибаутки, которыми забавляли младенцев ещё наши прабабушки: «Гуси-гуси-га-га…», «Идёт коза рогатая», «Сорока-ворона…», «Ладушки» и множество других.
И пусть младенец пока ничего не может сказать, но многие слова будет понимать уже с полугода.
Примерно в полтора года, когда малыш начнет говорить, нужно не просто чётко произносить имена членов семьи, названия окружающих предметов, животных, правильно обозначать погодные явления, но и комментировать действия, то есть употреблять в беседе глаголы. «Солнышко светит. Велосипед едет. Автобус остановился. Собака лает.
Петушок кукарекает».
Ну и конечно же книги! Короткие детские стихи, на которых выросло не одно поколение (про Таню и мячик, про зайку, про бычка или мишку косолапого), можно декламировать ребенку, как только он начал произносить первые слова.
Игры с пуговицами, крупами, песком, лепка из пластилина или глины, собирание мозаики, конструктора, рисование — все это развивает мелкую моторику и благоприятствует речевому развитию малышей.
Рычим, шипим и цокаем…
Но вот дитё уже вовсю болтает, однако не выговаривает тот или иной звук или даже несколько. Часто это бывают «р» или «л», которые или проглатываются («ожка» «оза»), или вместо «р» произносится «л» («ломашка», «лисунок»).
Начинаем заниматься. Делаем упражнение «Лошадка». Цокаем язычком секунд 5-10. Или «дразнимся». Высовываем язык, пытаясь достать до подбородка, и рычим.
Другое упражнение — «Парус». Широко открываем рот, кончик языка при этом упирается в верхние резцы. Прогибаем нижнюю часть языка вперёд, как бы сворачивая его в «парус». Повторяем это упражнение не менее 10 раз.
«Чистим зубки язычком». Не двигая нижней челюстью, поводим языком по внутренней стороне верхних, а затем нижних зубов.
«Как стучит дятел?» Широко открыв рот, стучим языком по внутренней стороне верхних зубов с соскальзыванием.
В помощь, кроме того, известные скороговорки.
Из специальных упражнений для буквы «р», которые используют профессиональные дикторы, актёры, можно порекомендовать: «др-р-р-р-р-р-р-ррель», «др-р-р-р-р-р-р-р-…рап», «др-р-р-р-р-р-р-р.. .руг», «фр-р-р-р-р-р-р-р…ракция». При выполнении этого упражнения нижняя челюсть должна быть расслаблена, рот слегка приоткрыт, кончик языка располагается ближе к верхним альвеолам и выполняет максимальное количество вибраций на сколько хватит дыхания.
Не менее частой проблемой в произношении у детей являются шипящие и свистящие. Есть очень хорошее, именно детское упражнение под названием «Мячик в ворота». Для начала соорудим красочные ворота из кубиков, игрушек, конструктора, затем скатаем ватный шарик и — начали! Задача — забить как можно больше голов неподдающимися буквами: «з», «с», «ч», «ш», «щ», и так как каждый из перечисленных звуков произносятся на выдохе, то данное упражнение, подспудно, будет ещё укреплять диафрагму легких.
Со звуком «ц» проще. Он состоит из «т» и «с». Попробуем в форме игры произнести: «Тсссс!» прижав палец к губам, как будто требуем тишины. А потом быстрее, отрывистее и как можно чётче — «тсс, тсс, тсс».
В итоге получится «ц»!
И самое главное, упражнения должны проходить в форме весёлой, увлекательной игры, но обязательно быть регулярными, нацеленными на положительный результат. Запаситесь терпением и всё у вас получится!
Стоит обратиться к логопеду, если у ребёнка:
- нарушены не один-два, а три или более звуков;
- возможны нарушения строения речевого аппарата (неправильный прикус, короткая уздечка и т.п.);
- хотя бы незначительное снижение слуха;
- неврологические проблемы;
- проблемы с речью появились после травмы или сильного стресса.