Приход первых сентябрьских дней у большинство школьников вызывает радость: кому-то действительно нравится учиться, кто-то ждет встречи с одноклассниками. Учеба на пятерки и четверки дается не всем. И случается так, что через некоторое время в школьном дневнике своего любимого ребенка родители начинают лицезреть вместо хороших оценок двойки и тройки.
Естественно, подобная ситуация у большинства родителей вызывает негодование, а иногда и непонимание: почему раньше хорошо учившийся школьник съехал на тройки? У родителей начинается паника, и они срочно начинают искать для своего ребенка репетитора. А всегда ли нужен репетитор? Перед тем как искать репетитора и платить ему зачастую немалые деньги, нужно задуматься: действительно ли нужны школьнику занятия с репетитором?
Причины неуспеваемости школьников
Снижение успеваемости у школьника может возникнуть по ряду причин.
Школьник не в состоянии справиться с возрастающей школьной нагрузкой. Бывают случаи, когда родители ребенка нагружают свое чадо всеми мыслимыми и немыслимыми дополнительными занятиями в школе, кружками и секциями. Дело доходит до того, что у ребенка просто не хватает времени на выполнение домашнего задания.
Такая ситуация может привести к неприязни ребенка к школе и вообще к любому виду обучения. А ведь цель школы — не только дать знания, а научить школьника учиться. Поэтому, чтобы не отпугнуть ребенка от школы, нужно правильно планировать его день. Если ребенок не справляется с большими нагрузками, то репетитор в такой ситуации вряд ли поможет.
Конфликтные ситуации с учителями
Иногда причиной плохой успеваемости школьника может стать конфликт с учителем. И вот в такой ситуации репетитор вполне сможет пригодиться и оказать помощь. Конечно, конфликта между учеником и учителем он не устранит, но знания, которые должны были быть получены на уроке, он может дать. Да, из-за предвзятого отношения учителя к некоторым ученикам такое решение вопроса не всегда приносит отличные оценки, но знания школьник все же приобретет.
Личные переживания школьника
Нередко причиной плохой успеваемости школьника может стать личное переживание. Например, безответная любовь или ссора с другом может привести к полному отказу работать на уроках. Ведь у школьника все мысли заняты решением своих личных проблем. Тут уж не до учебы! Как решить, нужен ли репетитор в данной ситуации? Ответ будет положительным в том случае, если у репетитора имеются способности, чтобы отвлечь школьника от личных внутренних переживаний и направить его от плохих мыслей к учебе.
Но, к сожалению, тогда надо репетитора нанимать по всем предметам.
Если репетитор помогает в данной ситуации, то нанимать его нужно на короткий срок, до успешного решения личных проблем школьника.
Школьник не хочет выделяться отличной успеваемостью среди одноклассников
Нередки случаи, когда ранее стремящийся к получению знаний и отличающийся достаточными способностями школьник внезапно перестает радовать родителей хорошими оценками. Такое поведение часто отмечается в подростковом возрасте. И зачастую причиной такого нежелания учиться является боязнь выделиться среди одноклассников.
Школьники в этом возрасте воспринимают хорошую учебу как атрибут «ботаников», зацикленных на учебе.
И именно боязнь стать объектом насмешек заставляет ребенка снизить свою успеваемость. Как быть в такой ситуации — нанимать репетитора или нет? Вероятно всего, не стоит его нанимать. В данном случае будет важно просто поговорить с ребенком и постараться убедить его в том, что в будущем хорошее образование поможет стать ему образованным и грамотным человеком, а на насмешки одноклассников надо меньше обращать внимание.
Необходимо отметить очень важный момент при принятии решения о найме репетитора. Ни в коем случае нельзя допускать того, чтобы репетитор вместе с ребенком выполнял все домашние задания.
Иногда бывают случаи, что школьник все домашние задания выполняет правильно, без ошибок и отлично. Но на уроках школьник как не работал, так не работает, несмотря на то что занимается с репетитором. То есть учиться школьник так и не научился. Даже можно сказать — совсем разучился самостоятельно работать.
И в этом ему «помог» репетитор. Часто родители считают критерием правильного выбора репетитора хорошие оценки у своего ребенка. Они считают, что репетитор хорошо объясняет. А если у ребенка продолжают появляться в дневнике двойки и тройки, значит, репетитор плохой и не дает их ребенку необходимых знаний.
Как быть репетитору при плохих оценках у опекаемого? Да, нужно исправлять плохие оценки на хорошие. Но исправляет их не сам школьник, а репетитор. А ребенок должен учиться на ошибках. И при таком подходе итог будет не столь воодушевляющим: школьник не научится ничего делать самостоятельно, ведь он привык ждать помощи от репетитора, который ему все «разжует и в рот положит».
И напоследок хочется напомнить родителям: главная цель и задача школы — научить школьника самостоятельно получать знания. И прежде чем принимать решение о найме репетитора для ребенка, нужно все хорошо взвесить и обосновать.