Общение с ребенком: когда начинать общаться с ребенком, правила и ошибки общения


Некоторые родители уверены, что общаться с малышом можно начинать, когда он сможет гулить или даже заговорит. Это не так. Педагоги и психологи утверждают, что начинать общаться с крохой нужно намного раньше и желательно соблюдать при этом определенные правила.

Мозг детей с самого рождения настроен на то, чтобы ежедневно впитывать как можно больше информации. Немалая ее часть поступает через слух, в том числе посредством общения с близкими ему людьми. Не оставляйте кроху наедине с этим большим и непонятным ему миром. Разговаривайте, объясняйте, общайтесь, используя время самого активного развития ребенка с интересом и пользой для вас обоих.


— AD —

Мама, я тебя слышу!

В первый месяц после рождения малыш, как правило, полностью сосредоточен на себе и своих новых ощущениях. Если его ничего не беспокоит, он будет много спать, а в оставшееся время просто адаптироваться к внешнему миру. Контакт с малышом в этот период лучше всего поддерживается через тактильные ощущения (мягкие поглаживания и укачивания).

Уже со второго месяца жизни кроха начинает реагировать на обращенную к нему речь и даже пытается отвечать (гулит).
Пока его слух настроен в основном на то, чтобы распознавать человеческий голос, малыш вполне способен определить тон голоса и интонацию речи. Французские акушеры доказали, что после 32-й недели малыш способен не только различать внеутробные звуки, но и дифференцировать их. Значит, уже родившийся ребенок узнает голоса мамы и папы, к которым привык еще до своего рождения. Побольше разговаривайте с крохой, рассказывайте ему обо всем на свете.

С третьего месяца общение с ребенком обретает сильнейший развивающий эффект. Если в это время начать правильно общаться с крохой, он заговорит гораздо быстрее.

К шестому месяцу младенец уже отлично знает свое имя и реагирует на него.
Ему можно читать вслух. Малыш хорошо осознает часто повторяемые обращенные к нему слова, может выполнить что-то по вашей просьбе («Дай!», «Принеси!» и др.).

Примерно с десятого месяца у ребенка начинает развиваться так называемый пассивный словарь. Он может знать значения многих слов, даже ни разу не произнося их самостоятельно.

Правила общения с ребенком

Специалисты рекомендуют родителям взять на вооружение несколько советов.
Учитывайте возраст ребенка. Детям первых двух месяцев жизни абсолютно неважно содержание вашей речи, поэтому можете вести с ними разговор на любые отвлеченные темы (тон — доверительный, интонации — теплые). Начиная с третьего месяца, помогайте крохе в освоении окружающего мира. Берите его на руки и гуляйте по комнате или улице, показывайте на различные предметы (не только игрушки) и называйте их. Озвучивайте свои действия («Помоем руки», «Поедим» и т.п.). Почаще произносите имя малыша, чтобы он запомнил его и соотнес с обращением к себе. С полугода можно переходить из формата монолога в диалог, поощряя ребенка говорить (лепетать) вам в ответ.

Выстраивайте диалог. Учите малыша подражать вашей речи. Повторяйте за ним те звуки, которые он уже освоил, и складывайте из них простые слова. Например, медленно говорите один и тот же слог (ма-ма-ма), чтобы ребенок смог его услышать и воспроизвести. Нужно, чтобы при этом он видел ваше лицо, всю мимику и артикуляцию, мог бы следить за движением губ.

Всегда слушайте, что он пытается «сказать» вам, всем своим видом выражайте внимание: улыбайтесь, кивайте. Проявляйте внимание к любым его открытиям, рассказывайте крохе обо всем, что его заинтересовало (если он задержал на чем-то взгляд). Чем внимательнее вы к нему относитесь, тем больше он старается.

Подбирайте тональность общения. Новорожденные лучше всего воспринимают медленную, певучую интонацию. В разговоре с ребенком не спешите и старайтесь четко выговаривать слова и звуки — так они будут лучше им осознаваться. Будьте дружелюбны и, по возможности, положительно настроены (плохое настроение мамы передастся и малышу). Используйте ритмичность стихов. Уже в два месяца детям можно рассказывать потешки и петь простые песенки. Попробуйте петь или давать малышу послушать колыбельные.

Приобретите первую книжку, когда малышу исполнится полгода. Пусть это будут стихи для самых маленьких. Вы сможете не только читать, но и показывать ребенку картинки, называть и описывать предметы, которые на них изображены.

Сопровождайте слова действием. Для скорейшего запоминания ребенком слов важно не только частое и эмоциональное их повторение, но и сопровождение их показом и действием. Не стесняйтесь изображать коровку или козу — малыш непременно оценит ват пи актерские способности. Предлагайте ребенку игры, поясняющие значения различных слов. Почаще спрашивайте, где находится тот или иной предмет («Где мишка?», «Где кукла?»), и показывайте на него. Скоро вы заметите, что ребенок с удовольствием уже сам, без подсказки, отыскивает глазами названные предметы.

Ошибки общения

К сожалению, многие мамы в общении с детьми допускают типичные ошибки.
Не пускайте дело на самотек. Не оставляйте ребенка одного в этом столь чутком к восприятию окружающего мира возрасте.

Не злоупотребляйте «детскими» словами.
Называете игрушечную машинку «бибикой», а собаку «ав-ав»? Тогда будьте готовы к тому, что темп и качество речевого развития малыша снизятся. Если кроха захочет, сам со временем придумает массу слов- «заменителей» и даже поинтереснее ваших.

Не переусердствуйте. Не разговаривайте с ребенком постоянно, болтовня мамы перестает серьезно восприниматься — малыш просто от нее отключается.

Пробуем читать

Совместное чтение — еще один полноценный способ общения. Разные дети воспринимают чтение по-разному. Кто-то проявляет интерес позже, кто-то раньше.
Попробуйте начать читать крохе стихи в начале второго полугодия жизни.

Правильно выбирайте книги. Отдавайте предпочтение прочным картонным книжкам с короткими текстами. Отличные, проверенные временем варианты — четверостишия А. Барто, С. Маршака, И. Токмаковой. Они легкие, веселые, и их можно сопровождать жестами.

Внимание на иллюстрации. Картинки в книге должны быть яркими, большими и желательно реалистичными (хотя бы в цветовом решении узнаваемых объектов).

Начинайте со знакомства. Для начала поизучайте картинки, называя, что на них изображено, попробуйте озвучить персонажей. Малыш должен свыкнуться с новым объектом, почувствовать его.

Правильно выбирайте время для чтения.
Не заставляйте ребенка насильно слушать вас. Если процесс его не увлекает, отложите чтение. Оптимальный момент — время, когда малышу пора спать, тогда голос мамы при чтении будет убаюкивать.

Проявляйте свой интерес. Меняйте голоса, чтобы привлечь внимание малыша и оживить героев книги.
Используйте книги-игрушки. Они развивают у детей мелкую моторику, тактильную память и звуковое восприятие (если издание способно издавать какие-то звуки). Современные дети, приученные к гаджетам и телевизору, лучше воспринимают такие книги, чем обычные.