Дети с рождения отличаются друг от друга. Это касается и их склонности к общению. Когда стоит беспокоиться, а когда — признать особенности крохи?
Один ребенок с большой радостью идет на ручки к знакомым, другой кроха довольно избирательный, третий может гневно реагировать на любого постороннего. Есть ли норма общительности ребенка? Стоит ли переживать, если ваш кроха не похож на других?
Первые месяцы
В первые недели реакции малыша скорее физиологические, чем эмоциональные: он реагирует плачем на голод, боль, холод, усталость и т.п.
Но постепенно он начинает осваиваться.
В 2-3 месяца большинство детей узнают людей, которые за ними ухаживают, смотрят на лица, улыбаются, затихают, когда их берут на ручки. Почти все малыши испытывают удовольствие от физического контакта: им нравятся поглаживания, объятия, поцелуи. Подрастая, младенец начинает получать удовольствие от эмоционального контакта и радоваться возможностям видеть и слышать новое. В три месяца малыш может испытывать радость, проявляя ее улыбкой или звуками. Обычно такие реакции у него вызывает общение со знакомым человеком.
В этом возрасте дети более или менее консервативны.
Малыши по-разному реагируют на новых людей. Некоторые охотно идут на ручки и улыбаются любому. Другие признают только тех, кого видят постоянно, и начинают плакать, увидев чужака. Эти реакции — индивидуальные характеристики малыша. Многие из них зависят от его состояния здоровья. Скажем, недоношенные детки какое-то время могут немного отставать от ровесников в эмоциональном развитии. Кроха, которого мучат колики, менее позитивен и более избирателен в общении. В этом нет ничего страшного, ребенок развивается быстро и динамично: какие-то реакции изменятся на противоположные, какие-то действительно часть будущего характера, но они все равно примут другие формы по мере взросления.
Мамочка, внимание!
На какие моменты стоит обратить внимание вашего педиатра, если у вас возникает беспокойство? Если в трехмесячном возрасте кроха стабильно:
- не смотрит маме в лицо;
- не выдает мимических и голосовых реакций (у него вообще не бывает улыбки, он не издает различных звуков);
- не пытается следить за предметом, который вы ему показываете;
- не снижает интенсивность плача, когда его берут на руки (если речь идет не о коликах, а о чувстве голода или другом дискомфорте);
- на любые прикосновения реагирует негативно (обычно детям не нравится переодеваться и проводить туалет, но они любят объятия, поглаживания и т.п.).
Все это не значит, что с ребенком непременно что-то не так, но обсудить с педиатром такие особенности имеет смысл.
3-6 месяцев
Малыш широко улыбается знакомым и приветствует их радостными звуками. Он узнает не только тех, кого видит каждый день, но и тех, кто появляется раз в неделю (например, бабушку или няню). Дети начинают реагировать на выраженную мимику или интонацию.
Например, начинают плакать, если мама делает недовольное лицо или ругается.
Крохам нравится разглядывать свое отражение в зеркале. Они узнают на слух свое имя, реагируют на него. Дети уже плачут не только от ощущения физического дискомфорта: они зовут к себе, просят общения. Ребенок может быть сухим и сытым, но требовать криком, чтобы мама взяла на ручки, или возмущенно плакать, если его кладут в коляску, когда ему хочется быть с мамой и «совершать обход» дома, разглядывая все вокруг. Большинство детей начинают в этом возрасте смеяться, проявляя радость.
Многих мам волнует вопрос: что делать, если нужно иногда оставить малыша с бабушкой или няней, а он плачет, когда видит кого-то помимо родителей? Или наоборот: нормально ли, что ребенок готов на ручках у незнакомца отправиться на край света, не пытаясь убедиться, что мама рядом?
Обе реакции нормальны. По мере возможности вводите нового человека в круг общения ребенка постепенно, давая крохе шанс привыкнуть к няне или бабушке, проведите вместе с крохой несколько дней и только после этого оставляйте его на помощника.
Мамочка, внимание!
Обсудите с врачом поведение крохи, если в 6 месяцев ребенок:
- издает меньше звуков, чем раньше, они угасают, а не становятся более разнообразными;
- не смотрит в лицо, не реагирует на мимику;
- не реагирует на знакомых, не улыбается им;
- не просится на ручки, не затихает на руках;
- спектр его эмоциональных реакций не расширился, а сузился за последние 2 месяца.
6-9 месяцев
Почти все дети теперь с помощью мимики проявляют удивление, радость, недовольство, страх. Они пытаются жестикулировать и общаться с помощью жестов. Они переводят взгляд, если мама указывает на знакомых людей и предметы, реагируют, если спросить: «А где папа?» Крохе нравится, когда с ним играют в «Ку-ку» и закрывают лицо руками: он пытается повторить и радуется, когда мамино лицо появляется вновь.
Если в первые 6-9 месяцев жизни ребенок привык, что он целый день с мамой, а вечером приходит папа, его будет сложнее оставить с няней или бабушкой, чем малыша 3-4 месяцев. Многие дети, которые раньше шли на ручки ко всем подряд, вдруг начинают дичиться. Если вы хотели бы оставлять кроху с кем-то, чтобы получить время для себя или для работы, сделайте это, познакомив ребенка с няней, дав им возможность провести несколько дней вместе в вашем присутствии. Несмотря на то что ребенок действительно уже многое понимает и имеет свои предпочтения, его недовольство новым человеком вовсе не означает, что ребенок его не принимает или что няня плохая.
Мамочка, внимание!
Пообщаться с педиатром стоит, если ваш малыш:
- перестал гулить и лепетать, у него угасли первичные речевые навыки;
- всегда негативно реагирует на физический контакт (а не просто иногда может отпихнуть, когда он чем-то недоволен);
- не реагирует на мимику, не смотрит в лицо; не улыбается, не жестикулирует;
- не реагирует на разные интонации вашего голоса или реагирует неадекватно — например, равнодушен к интонации недовольства и может заплакать в ответ на нежность.
Скоро годик
Малыш уже многое понимает, может выполнить просьбу «дай» или «иди сюда». Использует жесты по ситуации. Например, по вашей просьбе делает «пока-пока», а потом сам машет, когда кто-то уходит. Ребенок уже понимает слова «нет» и «нельзя» и иногда реагирует на запрет неудовольствием. Малыш обнимает близких, целует, любит возиться с ними.
В этом возрасте многие детки начинают негативно реагировать на чужих, даже если раньше воспринимали их спокойно.
Реакция может вас обескураживать: ребенок прячется за маму, громко кричит—это нормально. Многие детки также начинают с подозрением, осторожностью, а иногда и страхом реагировать на новые места.
Это не значит, что кроха растет нерешительным, просто он учится различать опасные ситуации, начал понимать, что они существуют и что их надо осмыслить. Это естественный этап для развития ребенка.
В целом линия поведения и общительности малышей в этом возрасте может быть очень гибкой.
Мамочка, внимание!
Насторожитесь, если ребенок:
- требует жесткой рутины (например, громко кричит, если вы пропустили какой-то этап утреннего туалета);
- не замечает других детей (не все малыши стремятся играть с ровесниками, но они обычно обращают внимание на себе подобных, пытаются отобрать у них игрушки и т.п.);
- не улыбается в ответ, его мимика бедна;
- не реагирует на свое имя, не узнает его;
- может часами играть в монотонную игру в одиночестве в манеже, не нуждаясь в маме;
- не смотрит в глаза или отводит взгляд через долю секунды.