Сделать первые шаги в обучении детей иностранному языку можно не только с опытным педагогом, но и с целеустремленной мамой.
Все дети — лингвистические гении, у большинства здоровых малышей великолепная память и огромные ресурсы для развития мозга.

Дети могут усвоить большой объем информации, это касается и иностранных языков.
Оптимальный вариант, когда малыш растет в билингвистической среде. Если родители говорят на разных языках, то и ребенок начнет говорить сразу на нескольких. Конечно, это скорее исключение, чем правило. Но и в обычных семьях родители не сидят сложа руки.


— AD —

Сад для Знаек

Когда у мамы мало свободного времени, но достаточно денег, оптимальный выбор — „языковой» детский сад. Большинство частных садиков имеют в своем расписании занятия иностранным языком. Правда, иногда это похоже просто на веселое времяпрепровождение, — ребенок, безусловно, запомнит несколько песенок, научится считать, выучит алфавит, однако прочной базой такие знания вряд ли станут.

Но есть сады, где дело поставлено самым серьезным образом, и дети идут в „языковую» школу с солидным багажом знаний. Например, в московском лицее „Надежда» (это комплекс „детский сад — школа») разработана оригинальная программа для самых маленьких, основанная на фрагментах известных обучающих курсов. Рассказывает Марина Ведерникова, методист „Надежды»: „Малыши работают с программой „Мах and Millie’s» издательства Hainemann. У каждого малыша есть рабочая тетрадка, где пройденная тема закрепляется рисунком. Например, изучив слово „yellow», ребенок берет желтый карандаш и раскрашивает солнышко. Мы также используем российский учебник „Fanny friends» с забавным героем — цыпленком. Там даны не просто слова, а маленькие истории, песенки, учителя разыгрывают с малышами сказки».

Помимо этого в саду есть „музыкальный английский», регулярно проводятся традиционные английские игры, спектакли и открытые уроки для родителей и гостей.
Профессиональные педагоги продумывают все до мелочей.
Известно, что малыши могут концентрироваться на какой-то одной деятельности не больше 6-7 минут. Поэтому за 20 минут урока только вначале дается новый материал, остальное время дети играют, поют, ходят паровозиком.
Каждое новое слово должно ассоциироваться у ребенка с движением, эмоцией, игрушкой, тогда это будет интересно и запомнится надолго.

Няня высшей категории

Можно пригласить к ребенку няню со знанием иностранного языка. Удовольствие это не из дешевых. Если няня работает у вас постоянно, час ее работы будет стоить не меньше 200 руб. Приходящий только на время занятий педагог может брать от 200 руб. за урок (студент или выпускник языкового вуза) до 300-500 руб. (опытный педагог, знающий специфику работы с маленькими детьми).

Цены приведены московские, в других городах они могут быть значительно ниже.
Желательно, чтобы приходящий педагог говорил с ребенком лишь на иностранном языке. Есть еще очень важный момент, на который родители не всегда обращают внимание: гувернер должен знать психологию конкретного возраста, точно понимать, какую лексику можно давать, а какую нет. Например, говорить с трехлетним ребенком о фиолетовом цвете бесполезно — он и по-русски еще его не очень различает. Педагог, не знающий специфики дошкольного возраста, может загружать малыша информацией, которую тот пока еще в принципе не в состоянии воспринять.

Сегодня клубный день!

Недешевый, но эффективный вариант — несколько раз в неделю водить малыша в группу, где с ним будут заниматься опытные учителя. Например, в English Baby Club.
Московская фирма „Валдай» организовала такой Английский детский клуб: опытные педагоги постарались создать на занятиях языковую среду, аналогичную той, которая существует в двуязычных семьях. В течение нескольких часов ребенок как бы „погружен» в другой язык.

На занятиях с детьми всегда работают два преподавателя, один из них обязательно англичанин, носитель языка.
Педагоги считают главной целью гармоничное развитие ребенка. Поэтому на занятиях малыши успевают петь английские песенки и танцевать, строить башни из гигантского конструктора, лепить из пластилина и глины, рисовать большими кистями, а еще лучше — собственными ладошками. Находится место логике, счету, развитию русской речи. Язык сам по себе не цель, а кирпичик в общем фундаменте.

English Baby Club сотрудничает с Британским Советом: если родители захотят дать ребенку более глубокие знания языка, им помогут подобрать курсы и программы обучения в России или за рубежом.

Домашние уроки

Не всегда для обучения требуется много денег. Если вы сидите с крохой дома, у вас есть свободное время и элементарное знание языка, вы можете освоить профессию педагога. Когда малыш уже привык к родному языку (к году например), введите в свой ежедневный режим время, когда вы будете общаться с ним на иностранном языке.
• В возрасте до полутора лет дети любят, когда им объясняют, что на картинке. Перескажите содержание уже знакомой малышу книги на другом языке.
Выбирайте те книги, где содержится нескольку слов на странице. Ребенок при этом может следить за картинками и повторять вместе с вами фразу за фразой.
• Попробуйте заинтересовать кроху словарем с картинками. Покажите ему изображение, которое соответствует произнесенному слову, потом попросите, чтобы он нашел рисунок. Работа со словарем — лучшее средство расширить словарный запас вашего малыша и сделать применение слов более точным.
• Дайте малышу послушать диски на иностранном языке, объясняйте, о чем поется в песенке или говорится в сказке (как правило, это короткие сюжеты, доступные для запоминания). Песни и короткие стихотворения — это прекрасный способ, чтобы ваш ребенок начал говорить. Идеально, если вы вместе будете разучивать песенки и потом весело их распевать.
• Давайте малышу время от времени смотреть сдублированные мультфильмы: заинтересовавшись сюжетом, он невольно будет прислушиваться к тексту, запоминать какие-то фразы или песенки.
В книге „Поверь в свое дитя» (СПб, „Дельта», 1996) вы найдете много практических советов относительно занятий с детьми.

Молчит по-английски

Самое трудное — это добиться, чтобы ребенок начал говорить на иностранном языке. Если с малышом занимается приходящий человек, пусть он притворяется, что ничего не понимает, когда ваш ребенок обратится к нему на своем родном языке. Но даже если ребенок не начнет свободно болтать по-английски или по-французски, скажите себе, что и пассивное знание иностранного языка — уже хорошо.

Лучше понимать язык и не говорить на нем, чем вообще не понимать. Привычку мысленно переходить с одного языка на другой (при регулярных занятиях) малыш приобретет. А ведь навыки такой „интеллектуальной гимнастики» трудно приобрести в позднем возрасте.