Новорожденный малыш умеет не так уж и мало: он напоминает о своих потребностях громким криком, активно сосет молоко и сладко спит. Но очень скоро он научится многим вещам. Мама — его первый учитель.
Когда надо форсировать обучение очередным навыкам, а когда подождать?
Ребенок растет быстро и учится навыкам самостоятельности, схватывая все буквально на лету.
Сначала он стал сам держать головку, переворачиваться. Прошло совсем немного времени, и вот он уже пробует сидеть.
Но нам снова не терпится. Где же очередные достижения? Хорошо бы малыш побыстрее научился ползать, ходить, говорить!
Принципы обучения ребенка
Слушайте свое сердце, учитывайте уровень развития именно вашего ребенка.
Не стоит расстраиваться, если соседский Ваня, ровесник вашего крохи, уже давно пользуется горшком, а ваш малыш этот предмет пока игнорирует. Вы не должны ни перед кем объясняться или оправдываться. Даже перед бабушками, которые иногда любят укорить молодое поколение: мы-то, мол, обходились не только без одноразовых подгузников, но и без волшебных автоматических стиральных машин!
Подумайте о том, чему должен научиться ваш ребенок в первую очередь, и определите приоритеты. Одновременно бежать в разных направлениях при всем желании не получится. Ресурсы человеческого организма не безграничны.
Специалисты, работающие с малышами, замечают, что иногда у ребенка преобладает активное развитие в двигательной сфере и на этом фоне немного притормаживается развитие речевое. Поэтому не требуйте от ребенка всего и сразу, наберитесь терпения. «Вы не получите ребенка через месяц, даже если уговорите забеременеть девять женщин», — отмечает Уоррен Баффет. Обучение происходит всегда шаг за шагом, от более простого к более сложному.
Не забывайте о том, что в основе любого обучения ребенка навыкам самостоятельности лежит мотивация. Ребенок должен хотеть научиться!
На этом пути родителей иногда подстерегают неприятные сюрпризы. Некоторых малышей вполне удовлетворяет процесс кормления с ложечки мамой. Что уж тогда говорить об умении пользоваться горшком! Какая в этом выгода для маленького ребенка? Малыш не получает стипендию, и его мотивируют лучше всего, во-первых, собственная потребность, во-вторых, внимание и ласковые слова самых близких людей. Поощрение, похвала или награда должны следовать немедленно за успешной попыткой. В обучении не должно быть страха и стрессовых ситуаций. Главное — будьте последовательны.
Маленькие дети обожают учиться и стремятся как можно скорее стать «взрослыми», большими, самостоятельными.
И в самом деле, быть беспомощным и постоянно зависеть от других — некомфортно. Вы обязательно заметите, что ребенок предпринимает попытки, пусть робкие и неумелые, сделать что-то сам. Нередко взрослые пресекают эти попытки в зародыше, например боясь, что малыш испачкает одежду, испортит обои и ковер. Чаще всего они же вскоре начинают жаловаться, что кроха никак не хочет кушать сам.
Учить можно по-разному. Объяснение на словах плохо работает с маленькими детьми. Личный пример, когда мы показываем, как нужно что-то делать, — гораздо более эффективный способ. Запаситесь терпением. Иногда вам придется брать ручку ребенка в свою, чтобы помочь ему и «проложить дорожку». Постепенно сокращайте свою помощь.
Учимся пить из чашки
Большинство родителей начинают учить малыша пить из чашки (поильника) примерно в то же время, когда вводят первый прикорм.
На первых порах чашку держит взрослый, подносит ее к губам малыша и. возможно, слегка придерживает головку крохи.
В чашке должно быть не больше одного глотка воды, и она должна быть неглубокой, чтобы малыш не запрокидывал голову и не поперхнулся.
Постепенно ребенок поймет, для чего нужна эта странная штука, ведь он видит, как пьют из чашек папа и мама.
Наливайте воду комфортной температуры. Некоторые дети расстраиваются, если они обливаются водичкой, а ведь это неизбежно. Посмейтесь и быстро переоденьте малыша в сухое. Ваша задача — «подружить» кроху с чашкой.
Когда ребенок будет держать чашку сам, поэкспериментируйте с разными сосудами. Большинство родителей останавливаются на пластиковых чашках-поильниках. Для самых маленьких удобнее кружки с двумя ручками.
Неправильный прикус и так называемый бутылочный кариес грозят крохе в случае позднего приучения к чашке. Кроме того, чем дольше родители затягивают с отлучением от бутылочки, тем сложнее это умение дастся, у малышей формируется настоящая зависимость от любимой соски.
В норме ребенок должен перейти с бутылочки на кружку к 12-15 месяцам.
Едим самостоятельно
Понятно, что кушать сам ребенок начинает не раньше, чем научится хорошо сидеть.
Вначале малыша учат есть отдельные кусочки, взяв их пальчиками, и пользоваться ложкой. Потом придет время вилки и в последнюю очередь — ножа.
При педагогическом прикорме (когда ребенок пробует микроскопические «дозы» прямо из тарелки мамы) и тогда, когда кроха старается-орудует ложкой, срабатывает мотивация «я — как мама». Для этого ребенок должен видеть, как едят взрослые.
Вам придется не только запастись нагрудниками, но и, возможно, выделить для столика малыша отдельный уголок. Некоторые мамы кладут на пол клеенку или старую полиэтиленовую скатерть, которую после каждого приема пищи моют в душе.
Есть такой способ. Мама садится за обеденный стол, сажает ребенка на колени лицом к столу и берет его ручку в свою.
Движения, которые придется выполнять, чтобы донести ложку до рта, при этом максимально приближены к тем, что ребенок совершал бы, если бы ел совершенно самостоятельно. Это помогает и показать ребенку, что от него требуется, и научить его руку, как надо двигаться.
Постепенно уменьшайте свою помощь.
Не забывайте хвалить кроху за попытки есть самостоятельно. После того как малыш научится ловко управляться с вилкой и ложкой, можно учить его намазывать масло на бутерброд, а уже после этого — резать ножом.
«На горшке сидит король»
По наблюдениям медиков, дети готовы учиться самостоятельно пользоваться горшком обычно после 15-18 месяцев. Малыш должен уметь какое-то время сдерживать возникшее желание, «терпеть»!
Крохе нужно знать, для чего нужен горшок и где его место в доме, чтобы суметь найти его в тот же миг, когда ощутит позыв. Договоритесь с ребенком о том, как вы будете обозначать желание или необходимость сходить на горшок, например «пи-пи», «а-а» или определенный жест, если малышу пока трудно говорить. Чтобы максимально облегчить обучение, надевайте ему штанишки, которые легко приспустить и затем надеть.
Большинство детей опорожняют кишечник примерно в одно и то же время, например с утра или перед сном. Высаживайте малыша с тем интервалом, что ему подходит, и, конечно, перед сном и после сна, перед прогулкой и после прогулки и т.п.
Ни в коем случае не наказывайте ребенка за промахи, помните, что они не означают, что малыш не хочет или вредничает, а скорее — что он пока не готов.
Последний этап в освоении этого сложного навыка—умение использовать по назначению туалетную бумагу. К этому стоит переходить только тогда, когда малыш пользуется туалетом уже абсолютно уверенно и самостоятельно и когда длина рук позволяет ему подтереться. Поначалу вам придется показывать, какой именно кусок туалетной бумаги следует оторвать, и, возможно, снова направлять руку ребенка своей. Этот процесс требует определенной ловкости.
Обуваемся и идем гулять
Мотивируйте малыша побыстрее обуться. На первых порах покупайте обувь на липучках, чтобы крохе было проще с нею справиться, когда он отправляется на прогулку.
Обучая малыша надевать туфельки, предложите ему пользоваться рожком для обуви. Сначала ребенок будет сам всовывать ножки в свободную обувь (расстегнутые сандалики, резиновые сапоги), а после будет стараться тренироваться с более тесной обувью, например с кроссовками.
И обувь, и одежда «коварны», потому что они предлагают разнообразные застежки. Легче всего застегнуть молнию, если ее части уже совместила мама. Застегивание пуговиц требует развитой мелкой моторики, поэтому стоит снова начинать с конца — с расстегивания. Сейчас можно найти в продаже немало игрушек, которые дадут малышу возможность потренироваться в застегивании различных застежек, завязывании шнурков.
Это всевозможные развивающие кубики, домики, шнуровки.