Родителям часто хочется видеть в своем ребенке настоящего гения. Однако если старательно искать у ребенка уникальные способности и не учитывать при этом его интересов, можно добиться отрицательного эффекта.
Что отличает одаренного ребенка от гения и от обычных детей? Можно ли вырастить выдающуюся личность и как при этом не навредить ребенку?
Можно ли повлиять на умственные способности ребенка до его рождения?
Естественно, мама должна следить за здоровьем — как за своим собственным, так за состоянием малыша. Малыш будет тем здоровее, чем лучше в его мозг будет поступать кровь, обогащенная кислородом.
Распространено мнение, что малышу в процессе его вынашивания надо читать сказки и ставить музыку. В этом есть здравое зерно, но не стоит ожидать от этих упражнений потрясающего результата. Нельзя утверждать на сто процентов, что, делая все согласно таким инструкциям, будущая мамочка родит именно одаренного ребенка.
Что такое одаренность? Во-первых, должна быть генетическая предрасположенность. Во-вторых, это влияние среды, которая окружает человека, его мотивация и собственные усилия, которые будут способствовать развитию задатков. Таким образом, одаренность — это высокий уровень развития способностей, которые в виде задатков заложены от природы, но развиты самим человеком.
То есть когда у ребенка есть желание?
Да, это важно. Учение дает умения, но, к сожалению, само по себе оно часто не развивает. Когда мы заставляем ребенка что-либо делать или учить, он осваивает знания и приобретает навыки, но если у него нет интереса и чувства радости, если он выполняет задания автоматически, качественного развития его способностей не происходит. Важно, чтобы ребенок был именно увлечен.
Какие качества присущи одаренному ребенку?
Все зависит от того, как понимать одаренность. Есть мнение, что каждый ребенок является одаренным. В данном случае мы имеем в виду высокую норму, когда у ребенка наблюдаются выдающиеся способности благодаря развивающим занятиям или благоприятной среде. То есть почти из каждого «середнячка» благодаря специальной системе развития можно получить одаренного. Существуют и другие дети, которых мы называем гениями. Это особый случай, когда у ребенка имеется дар от природы.
И такие дети развиваются не под влиянием специализированных развивающих программ, они сами по-другому воспринимают мир и реагируют на него. На протяжении всей истории рождается примерно один и тот же процент гениев, и он незначительный. Поэтому специальные школы для таких детей создать просто невозможно. Такие дети нередко бывают уязвимыми и выглядят порой по-иному, часто они аутичные, некоммуникабельные, «не от мира сего». Если мы говорим про детей с высокой нормой, то они, как правило, очень коммуникабельны, легко приспосабливаются и находят себя в социуме. У таких детей больше шансов построить карьеру и добиться успеха в жизни.
Возвращаясь к вопросу, я бы выделила в признаках одаренности влечение и любовь к своему делу или занятию, любознательность, высокие интеллектуальные способности, усердие (поскольку любые достижения требуют труда и терпения), высокие амбиции и удовлетворенность от своей работы.
Можно ли считать эти качества толчком к дальнейшему развитию одаренности ребенка?
Конечно. Например, у ребенка огромная заинтересованность, мотивация заниматься, углубляться в эту деятельность.
Важно это уловить, создать специальную среду, не препятствовать ребенку. Например, если у ребенка гуманитарные способности, а родители математики и мечтают, чтобы он пошел по их стопам, то они не могут принять, что ребенок выбирает другую сферу, и начинают его переориентировать. Маленькая личность может потеряться.
Если ребенок любит слушать музыку, нужно поспособствовать тому, чтобы он пошел в музыкальную школу или брал индивидуальные уроки музыки. Надо замечать то, от чего ребенок получает положительные эмоции. Если у ребенка горят глаза от какого-либо занятия, нужно поддержать его в этом. А высокие амбиции помогут ему выдвинуть цели и достичь их. Трудолюбие и усердие необходимы в оттачивании любого мастерства, особенно если оно высокотехнологично. Создание нового продукта — это не только удовольствие, но и рутина, которая часто «отбивает» желание трудиться дальше. Важно помочь ребенку преодолеть кратковременное желание бросить начатое дело, научить быть усидчивым, не сломив при этом его личность и его любовь к делу.
Можно ли развить выдающиеся способности «с нуля»? Как?
Можно, только нужно найти правильный подход к индивидуальным особенностям ребенка, подобрать нужный «ключик». Иногда родители в этом плане «перегибают палку». Мама мечтала сама стать певицей, танцовщицей или моделью и начинает ребенка водить с самого нежного возраста по различным секциям, утомляя его сумасшедшим режимом дня, преждевременно лишая его непосредственности и детских забав. Очень важно не загубить инициативность в ребенке, желая ему счастья.
Предпочтительно, чтобы у ребенка были условия для развития — чтобы он имел возможность попробовать себя во всех возможных сферах.
Как мы узнаем, что у ребенка есть к чему-то задатки? Он должен сначала попробовать.
Отдыхает ли природа на детях гениев?
Я так не думаю. От природы дети гениев, возможно, получают больше, чем обычные дети, но другой вопрос — как проходит их детство.
Часто одаренным родителям некогда заниматься собственными детьми.
Бывает так, что в самые важные для ребенка моменты жизни гениальные папа или мама заняты великими открытиями или проектами и не принимают должного участия в его развитии, предоставляя его в лучшем случае бабушкам и дедушкам, в худшем — няням или самим себе. Окружение наблюдает за подрастающим ребенком, превзойдет ли он своего родителя. И если нет, то провозглашают, что на нем «природа отдыхает». На самом деле многие дети мечтают сначала быть таким, как папа или мама, а в подростковом и юношеском возрасте — стать лучше, успешнее или богаче их.
В случае с одаренными и признанными родителями это дается трудно, и человек может начать считать себя неудачником, поскольку планка слишком высока. Когда же дети растут в семье «середнячков», то мама и папа всей душой поддерживают ребенка. Такие родители, как правило, щедро вкладываются в развитие способностей и талантов, а также продвижение своего ребенка, что не проходит даром.