Детские чувства, как известно, отличаются яркостью, непосредственностью и большим разнообразием. Сразу после рождения ребенок активно познает окружающий его мир: как положительные его проявления, так и отрицательные. Это могут быть сердечность и заботливость, нелюбовь, страх и гнев…
Все эти проявления имеют большое значение в формировании личности ребенка. И, как вы понимаете, семья — это школа чувств ребенка. Для нас, взрослых, особенно непереносимо, когда ребенок боится и злится. Это те чувства, которые мы, взрослые, хотим немедленно прервать. О них мы сегодня и поговорим — о злости и страхе.
Детские страхи многообразны.
Больше всего детей пугают люди, затем животные, звуки, одиночество, вода, темнота, высота, явления природы и прочее. К группе звуков относятся также и окрики взрослых. Окрики взрослых, конечно, не являются звуком в чистом виде, сюда примешиваются социальные отношения, из которых главным образом и вытекает испуг ребенка.
Откуда же все-таки берутся страхи у ребенка
Страх в основе своей является врожденной защитной реакцией, которая может выражаться в различных формах в зависимости от окружающей среды. Способность к страху — это полезное приспособление в борьбе с опасностями. Поэтому появление некоторых страхов мы не в состоянии предупредить, они возникают внезапно, стихийно в повседневной жизни. Но в условиях современности, когда внешняя безопасность во многом гарантирована, многие страхи как защитная реакция теряют свой смысл. Между тем, их вредное влияние на ребенка огромно.
Страхи подавляют личность ребенка, делают его пассивным, неспособным сориентироваться даже в обычных условиях.
Каковы причины детских страхов
Появлению некоторых страхов способствует семья и непосредственно сами родители. Представим себе, что ребенка то нежно ласкают и балуют, то вдруг, раздражившись произведенным шумом или какой-нибудь его шалостью, на него резко кричат и нередко наказывают. Еще хуже обстоит дело, если ребенку приходится жить в семье с постоянными неурядицами среди ее членов. Резкие споры, ссоры, несогласие, взаимное недовольство, натянутость в отношениях — все это нервирует ребенка, заставляет его жить в постоянном ожидании ссор и конфликтов. Грубые, волнующие, непонятные сцены действительности преломляются в воображении ребенка и дают богатую пищу для создания самых ужасных, самых страшных образов.
Большое место в ряду причин возникновения страхов среди детей недостаточно культурных и неопытных родителей и воспитателей занимает распространенная манера запугивания. Кто не знает обычных разговоров о чужом дяде, полицейском, тете с засолом, которые приходят к непослушным детям, о собаке и волке, Бабе-Яге, которые придут и съедят их, если они будут плакать? И даже если ребенок не верит запугиваниям, все же способность мыслить образами, а, следовательно, и неизбежное возникновение ярких представлений по поводу подобных разговоров закладывают основу для трудно изживаемых потом страхов.
Вредит ребенку и постоянная гиперопека взрослых в виде защиты от мнимых опасностей окружающей ребенка среды. Как часто можно слышать на площадке окрики взрослых: «Не беги, упадешь!», «Не лазай — сломаешь руки-ноги!», «Не играй с этим ребенком — он плохой!» и т.д. Это является хорошей почвой для возникновения беспокойства и страхов и влечет за собой ограничение двигательной активности ребенка.
Непроизвольный перенос своих страхов и проблем также воздействует на детскую психику.
Чрезмерная строгость родителей повышает возбудимость детей. Дети боятся не соответствовать запросам родителей. Развивается чувство неполноценности, неуверенности, страх перед родителями.
Как вести себя родителям
1. Любите своего ребенка таким, какой он есть. Не отвергайте его чувств.
2. Со страхами ребенка нужно бороться вместе с ребенком, не ругая, не оскорбляя его за возникшие страхи: ведь в их появлении нередко виноваты вы сами. Неправильная тактика родителей (обвинение ребенка, окрики, наказания) приведут к тому, что ребенок замкнется и останется наедине со своими проблемами.
3. Не ставьте себя в пример. Учитывайте разницу в возрасте (свою и ребенка). Поставьте себя на место ребенка.
4. Неприемлемо и бесполезно требовать обещания исправиться и стыдить ребенка. В худшем случае это только усилит чувство страха.
5. Одним из вариантов искоренения страхов является общение ребенка со сверстниками. Почаще устраивайте детские праздники, приглашайте друзей ребенка домой для совместных игр, как можно реже оставляйте ребенка одного.
6. Рисуйте, занимайтесь творчеством, играйте, читайте сказки. Постепенно ребенок с вашей помощью избавится от своих переживаний.
Что же касается вспышек злости, то, наверное, нет ни одного взрослого человека, кто в детстве не злился и не раздражался. Проявление гнева у детей — это ожидаемая реакция на обстоятельства, которые малыш пытается изменить. Во время приступа гнева он может пинаться, кусаться, крушить все вокруг, кричать.
Какие причины могут вызвать чувство злости
Причин проявления детского недовольства много, ребенок в силу своего возраста не всегда способен сформулировать свои потребности: хочет пить, есть, спать, холодно, жарко, неудобная одежда, тесная обувь и т.п. Проявляется негатив, когда ребенок устал, переутомился, чувствует дискомфорт, реагирует таким образом на конфликт, лишения и ограничения со стороны взрослых, на чрезмерные требования, пытается защитить свою территорию, манипулирует взрослыми.
Проявление гнева наблюдается и у взрослых. Природа гнева у детей и у взрослых, в сущности, одинакова. Однако взрослый может найти выход из сложившейся ситуации, а ребенок без помощи взрослого нет. И от родителей требуются безграничные любовь и терпение, чтобы помочь своему ребенку справиться с этой, скажем так, недетской разрушительной эмоцией.
Как вести себя взрослым, если ребенок злится
Иногда достаточно бывает устранить вышеперечисленные причины (накормить, переодеть, усыпить, ласково поговорить и т.д.), и ребенок спокоен.
Лучше не допускать появления нервного срыва у ребенка, приняв все меры при появлении первых признаков раздражения.
Возможно, одним из приемов будет переключение внимания ребенка на что-то другое.
Во время злости и гнева ребенка взрослые должны сохранять выдержку и спокойствие. Иногда необходимо игнорировать поведение ребенка (в острый период гнева).
С помощью игрушек, сказок, рисования или лепки можно наглядно показать ребенку отрицательные проявления его поступка в доступной понятной форме. Можно научить ребенка выражать словами свою злость.
Надо дать выход эмоции (иначе накопление может привести к агрессии), но при этом не задевать чувства других людей. Хороший способ: рвите бумагу, чем сильнее злость, тем крепче должна быть бумага (картон, к примеру).
Только на примерах взрослых ребенок может научиться контролировать свои эмоции.
Учитывайте возрастные этапы развития ребенка. В 2 года это исследование окружающего мира вследствие проявления интереса ко всему, в 3 года — самоутверждение, к 4 годам вспышки гнева постепенно ослабевают. Если приступы гнева часто проявляются в более старшем возрасте, необходима консультация психолога.
Любите своих детей, наблюдайте за развитием своего ребенка и наслаждайтесь каждодневным общением с ним. Учитесь чувствовать своих детей и берегите их чувства!