Детский почерк непостоянный и переменчивый, но по его особенностям родители могут определить, в каком эмоциональном состоянии находится ребенок, с какими внутренними проблемами сталкивается и что нужно делать, чтобы ему помочь.
Неужели детский почерк столь показателен?
Можете не сомневаться, психологическое состояние ребенка скажется обязательно на почерке. Если аккуратные, ровные строчки превратились в кривые и неразборчивые — нужно задуматься: не изменилась ли за последнее время обстановка в семье; изменить подходы к воспитанию. Не исключено также, что у ребенка возникли сложности в общении со сверстниками. Чаще всего проблема плохого почерка не в лени, а в психологической обстановке в школе или семье.
Словом, учителя и родители, которые требуют от детей каллиграфического написания, в корне неправы?
Однозначно! Неразборчивый и неаккуратный стиль письма у младших школьников — скорее правило, чем исключение. Нет смысла об этом переживать: в процессе взросления почерк будет очень часто меняться. Бессмысленно школьника критиковать за корявые буквы, это может только добавить неразборчивости.
Более того: принуждая ребенка переписывать задания, добиваясь идеального написания, можно убить всякое желание проявлять инициативу и подтолкнуть к шаблонному поведению. Лучше расшифровать скрытый смысл всех неровностей и шероховатостей.
На какие детали письма стоит обращать внимание?
Прежде всего, на силу нажима. Если буквы стали бледными, плохо различимыми — возможно, силы и энергия ребенка близки к нулю. Показательно написание отдельных букв.
Например, если в текстах, которые адресованны родителям, учителям, сверстникам поджат отросток буквы «р» — значит, ребенок побаивается человека, для которого пишет. Кроме того, такая особенность письма говорит о застенчивости, нерешительности, подавлении своих бойцовских качеств, трудностях с отстаиванием своей точки зрения.
Показательна также острота почерка — чем острее буквы, тем агрессивнее ребенок воспринимает окружающий мир, тем он обидчивее и злопамятнее. В большей степени это касается подростков: острые буквы — синонимы восприятия в штыки всех и вся, вытеснения любой информации, которая не совпадает с собственным мировоззрением. О неправильном перераспределении энергии говорят скачущие то вверх, то вниз строчки.
Если школьник оставляет пробелы в конце строки — скорее всего, он боится увидеть конечный результат, у него трудности с завершением начатых дел. Большие пробелы в начале строки могут говорить о сложностях с начинаниями — другими словами, такой ребенок тяжел на подъем.
О каких чертах характера сообщает почерк?
Если все буквы написаны без отрыва — значит, растет обязательный человек, хотя, возможно, недостаточно гибкий. Печатные буквы в прописном тексте — примета рациональной натуры. Наклон букв тоже имеет значение: подчеркнуто ровное написание характеризует самовлюбленного человека, сильный наклон вправо — активную жизненную позицию, наклон влево выдает недовольство собой и окружающим миром. Частая смена наклона может означать склонность к частой смене настроения.
Как же можно помочь ребенку выровнять характер или избавиться от комплексов с помощью графотерапии?
Зная, например, что поджатые; хвостики букв «д», «у» демонстрируют неуверенность, боязнь сделать первый шаг, стоит специально писать их ровно, вертикально — и, таким образом, на подсознательном уровне дать импульс повышению самооценки. Или, скажем, если ребенок часто не завершает начатые дела, ему следует проделывать упражнение с точкой.
Целенаправленно конец предложения, записи в дневнике, сообщения в скайпе нужно завершать этим знаком препинания. Стоит даже добавить точку в своей подписи — это поможет ставить точки и в конце начатых дел.