Подготовка детей к школе: Курсы подготовки к школе


Почему? Почему все так получилось? Ведь были курсы подготовки к школе — хорошие, друзьями присоветованные, у них вон в прошлом году сын тс»ке в первый класс пошел — и все как по маслу. А у нашего — учительница только руками разводит. Хотя на курсах говорили: очень умный мальчик. Да и дома, когда задания выполнял, видно было — умный. И тесты проходные сдал, в сильный класс попал… Почему же сейчас так?

А почему Иванов ни на какие курсы не ходил, а на уроках — звезда, и учительница им не нарадуется? А Петров не прошел тесты в эту школу, пошел в обычную и там учится с восторгом, и все получается! Что же не так?

Курсы подготовки к школе стали для нас уже обыденностью, обязательным этапом, без которого, по сложившемуся мнению, ребенок в первом классе учиться не сможет. Что, чаще всего, понимается под «готовностью к школе»? Умение читать (желательно с трех лет), считать (желательно в пределах ста), писать — хотя бы печатными буквами. На многих подобных занятиях просто дублируется программа первого, а иногда и последующих классов. Почему мы ведем туда ребенка? Потому что думаем: вот придет он в первый класс, а там ему все знакомо — будет легче.

На некоторых курсах поступают благоразумнее: там деткам развивают внимание, память, логику.
Но достаточно ли этого для успеха? И что все-таки по-настоящему нужно первокласснику для легкой адаптации и хорошей учебы?
А давайте, чтобы ответить на этот вопрос, поставим себя на место первоклассника. Вот он приходит в совершенно незнакомый мир.

Ему радостно: он уже школьник! И страшно, потому что все новое, чужое и незнакомое. Поначалу интересно играть в школьника. Но скоро эта игра надоедает. Интересней играть с ребятами. Хотя очень хочется быть хорошим. Но когда учительница спрашивает, и ты видишь двадцать пар обращенных на тебя глаз, то ответ, который вертелся на языке, вдруг застревает внутри. А следом встает соседка и выпаливает ровно то, что ты хотел сказать, но не смог! А потом, когда собирались, ты еще и дольше всех складываешь этот рюкзак — всем тебя ждать приходится. И дома, наверняка, отругают, что новенькая тетрадка помялась — будто ты сам из-за этого не расстроился…

Так или примерно так выглядит мир первоклашки изнутри.
Скажите, при чем тут умение читать, которому, кстати, должны учить в школе? Помогает ли ему умение считать? И что на самом деле нужно нашему малышу, чтобы быть успешным?

Мода на раннее развитие пришла к нам, в основном, с Запада.
Так же как и великий и могучий тест на IQ — уровень интеллектуального развития. Пик этого увлечения на Западе уже прошел: там уже поняли, что даже очень умные люди могут быть плохими работниками, потому что они, например, не могут продуктивно общаться с клиентами и постоянно конфликтуют с сотрудниками. После чего проявилась неумолимая истина: успех всего на 20 % зависит от интеллектуальных качеств человека. 80 % зависит от качеств эмоциональных, так называемого эмоционального интеллекта.

Что мы делаем на курсах подготовки к школе? Мы усиленно развиваем те самые интеллектуальные качества, от которых зависит лишь пятая часть нашей судьбы. Между тем, эмоциональность развивается преимущественно в дошкольном возрасте — до 7 лет, это самый благодатный возраст. Что значит «первоклашка с развитой эмоциональностью»? Это человечек, который умеет побеждать свой страх и свою неуверенность. Подчеркнем – это не значит, что он не боится. Это значит, что он боится и — делает. Встает и перед всем классом говорит ответ, хотя знает, что может ошибиться. Это качество можно развивать.
Как? Расскажем позже.

Еще эмоционально стабильный ребенок умеет терпеть и преодолевать собственную усталость.
А это значит, что у него в жизни были ситуации, когда он уставал.
Возможно, вы удивитесь, но многим современным детям просто не дают испытать это состояние. Так же, как не дают испытать чувство голода, ведь всегда есть что-то, что можно «перехватить».
Эмоционально стабильного ребенка не вышибет из колеи неудача: он знает, что успех не всегда приходит сразу и «ляпы» случаются. Он спокойно будет себя чувствовать, если учитель спросит не его, а его соседа. А потом соседку.
А потом — другого одноклассника…

Кроме этого, первоклассник должен адекватно соотносить себя с социумом. Понимать, что есть правила общежития и их нужно выполнять. Нужно уметь выслушивать другого — и, вообще, замечать, что тут кто-то есть, кроме меня. Очень важно, чтобы для ребенка существовал авторитет учителя и вообще взрослого человека. Если семилетний ребенок говорит незнакомому взрослому «ты», то он просто не готов к школе, ему сложно будет выстроить правильное соотношение «я — учитель», без которого успешное обучение невозможно.

Безусловно, у первоклассника должна быть хорошо развита моторика. Здесь мы вроде бы вздыхаем спокойней: мелкую моторику мы развиваем чуть ли не с пеленок, и ребенок уже давно пишет и обводит все, что ему положено обводить.
Но… умеет ли он при этом застегивать пуговицы и завязывать шнурки?

Знаете, сколько первоклашек этого не умеют и втайне страдают, считая себя ущербными? Аккуратно вырезать из бумаги? А как у него вообще с крупной моторикой? Что будет, когда после 40 минут напряженного сидения, он выйдет в коридор – не будет ли он натыкаться на стены и сбивать с ног старшеклассников?

Была ли у него возможность развить ловкость или он с детства сначала бегал в ходунках, потом его возили в коляске, пересаживая из нее в песочницу, а потом — сразу за парту на курсы подготовки?
Развитие интеллектуальных качеств в списке умений, которыми должен овладеть дошколенок, можно ставить на последнее место: внимательному, но стеснительному или конфликтному ребенку в школе будет нелегко. Даже с прекрасно развитой логикой. Тем более мы часто готовим ребенка к школе так, будто это самое главное в жизни и за школой ничего больше не будет. А за школой будет вся жизнь. И не лучше ли развивать у ребенка те качества, которые пригодятся ему не только в школе?

Почему же так сложилось, что мы в первую очередь стремимся развить ребенку интеллект? Возможно, потому, что этим можно заниматься… без участия родителей, которым всего-то и надо, что заплатить денежку чужой тете за занятие. Эмоциональные, социальные, двигательные навыки гораздо продуктивнее развивать в повседневной жизни, в семье, играя с ребенком, а иногда — и на личном примере. Но мы больше привыкли потреблять чужие услуги, а порой просто не верим в свою собственную родительскую компетентность. Но ведь каждый из нас чего-то в жизни достиг! Значит, мы умеем быть успешными — значит, нам есть чему учить собственных детей!