Ползание ребенка: возраст, польза, нормы, как научить


Оказывается, ползание — это не просто очередной возрастной этап, а очень важный период в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии ребенка. О том, как проходит этот уникальный период, наш материал.


— AD —

Про нормы

Невропатологи вместе с педиатрами считают, что «правильный» возраст, в который ребенок должен поползти, — это 4-8 месяцев. Границы периода ползания четко не очерчены, потому что каждый малыш развивается по своей траектории, а это значит, что особо шустрые мальчишки и девчонки могут поползти и в 4 месяца, а те, кто не торопится, освоит новый навык только к 8 месяцам.

И то, и другое норма, так как именно в этот период формируются все необходимые для ходьбы и основных движений функциональные связи в головном мозге, укрепляются мышцы и весь опорно-двигательный аппарат, улучшается координация движений.

Про крупную моторику

Все движения человека скоординированы, и процесс прямохождения не исключение. Обучение таким скоординированным движениям начинается в период ползания, потому что заставлять работать в паре руки и ноги малыш учится именно сейчас. Если процесс идет успешно, то и обучение ходьбе пройдет легко и быстро.

Однако переживать о том, что ребенок пропустил этап ползания, не нужно — ребенок освоит навыки ходьбы не хуже своих ползающих ровесников, а занятия спортом, танцами, увлечение активными играми и здоровый образ жизни помогут развитию координации, так что даже опытный специалист в области крупной моторики не сможет определить, ползал ваш кроха или пропустил этот период.

Вперед к самостоятельности

Детские психологи уверены, что ползание формирует у маленького человечка такое важное качество, как самостоятельность. А все потому, что новый вид передвижения делает доступными новые предметы, которые можно достать самому. И не все подряд, а именно интересующие юного открывателя мира. Такой интерес и возможность потрогать и попробовать на зуб интересующие ребенка игрушки и предметы обихода развивают эмоции и формируют мотивацию для дальнейшего обучения.

К тому же малыш начинает понимать, что некоторые манипуляции он вполне может осуществить сам, без мамы. Это подготавливает пространственное отделение от мамы, рвет психологическую связку «мы», состоящую из пары «мама – ребенок», и постепенно подводит к кризису первого года, когда малыш вроде бы уже и хочет самостоятельности, но без маминой помощи еще не может обойтись.

…и цели!

Целеустремленность — еще один важный этап развития, потому что любопытство заставляет исследовать
квартиру, дает возможность самому остановиться там, где лежит что-то интересное, достать этот предмет и изучить его, запомнить, как он выглядит, понять его предназначение и установить причинно-следственные связи. Не всегда эти самые связи позитивные (ударился о дверцу шкафа — больно), но они важны в целях формирования безопасного поведения.

Смотрим по сторонам

Когда ребенок начинает ползать, его активное зрительное пространство становится шире, потому что важно не упасть, а значит, нужно смотреть и вперед, и вниз, оценивая то место, куда должна встать ручка или ножка.

Это базовое умение очень важно для подрастающего карапуза, которому после года — двух некогда будет координировать пространство впереди себя и пол (тротуар, траву, землю), по которому бегут ноги. В школьном возрасте это умение пригодится во время урока, когда нужно успевать смотреть и в тетрадь, и на доску, списывать с книги и с доски, делать верный наклон букв.

Казалось бы, какая связь? Очевидная.
Дело в том, что ползание формирует навык переноса информации из горизонтальной плоскости в вертикальную.
Вот почему логопеды и учителя начальных классов, заметив проблемы с письмом (зеркальное написание, неровный почерк, помарки), учат детей координации движений.

Внимание, ползунок!

Чтобы все шло по плану, важно… не мешать ползунку. Если все пространство квартиры по каким-либо причинам не позволяет вести настоящую «половую» жизнь, выделите для ползания хотя бы комнату. Здесь вы сможете проверить наличие острых углов и обезопасить их, убрать все опасные предметы вне зоны досягаемости ребенка, разложить на полу яркие книжки и игрушки, которые будут стимулировать процесс познания.

Уделите особое внимание одежде — босиком больше «сцепление- с поверхностью, а значит, больше устойчивость и проще оттолкнуться от поверхности. Летом оставить ребенка босоногим не страшно, однако штанишки и футболочку лучше оставить, потому что натертая нежная кожа будет беспокоить кроху.

Маленький ленивец

Если ваш ползунок не хочет осваивать навыки передвижения, помогите ему. Сделать это можно, если сократить время лежания на диване вместе с крохой и увеличить потребность ребенка общаться на одной высоте. Попробуйте сами показать пример – поползайте возле играющего ребенка или попросите об этом старших деток.

Малыши любят повторять движения взрослых, и им понравится такая игра, которая впоследствии станет привычным средством передвижения и открытия мира.
Если опыт «повторюшек» не удается, попробуйте замотивировать ребенка — положите интересную игрушку или предмет так, чтобы лежащий на животике малыш видел ее, но не мог достать ручкой. Любопытство и познание толкнут малыша на подвиг, и первые пробы скоро станут привычкой.

Если же не получается ползти, помогите малышу. Делайте зарядку и массаж для укрепления мышц, постарайтесь освоить игровой комплекс упражнений на фитболе, помогающий сформировать навыки ползания. Главное — делать все в игровой форме и с хорошим настроением.

Отправившийся изучать квартиру ребенок — не только повод сделать дом безопасным. Дом (и всё, что в нем!) может стать прекрасным средством развития ребенка. Выкладывайте кроху на ткани разной фактуры, предлагайте для изучения игрушки разных цветов, показывайте книжки с яркими картинками — все это будет интересно вашему ползунку и подготовит его к новому этапу жизни, имя которому «Я пошел».
Но это уже совсем другая история…