Правила дорожного движения для детей. Правила безопасности на дороге


5 августа весь мир отметит столетний юбилей первого светофора, который появился в Америке и отличался от нынешнего не только внешним видом, ручным переключением и количеством сигналов, но и звуковым сопровождением переключения фонарей. С тех пор многое изменилось: конструкции светофоров стали самыми разнообразными, поток машин вырос, однако правила безопасности на дороге остаются актуальными всегда и везде, особенно если речь идет о самых маленьких участниках дорожного движения.


— AD —

Начинаем с себя

Каких-то особенных традиций День светофора не имеет, разве что по всей стране пройдут спортивные акции, соревнования и эстафеты, театральные сценки и мультики в рамках безопасного движения и поведения детей на дорогах. Однако одних мероприятий и мультиков недостаточно, потому что известная всем пословица: «Лучше один раз увидеть» — в случае с правилами дорожного движения просто не работает. В деле безопасного поведения на дороге лучше всего работает фраза: «Все мы родом из детства». Если переформулировать, то – из семьи, и практика изучения правил дорожного движения должна быть постоянная и систематическая.

Дело в том, что обучать ребенка правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге нужно не тогда, когда он начал ходить, а гораздо раньше, чтобы ребенок мог их впитать на интуитивном уровне. Малыш понимает и принимает поведенческие модели гораздо раньше, чем речевые, а потому говорящему трехлетке будет сложно объяснить, почему переходить дорогу можно только на пешеходном переходе, а не так, как это делал он с дедом во время прогулки.

Выход прост: чтобы в тысячный раз на повышенных тонах не объяснять, почему безопасно переходить дорогу на светофоре, начинать нужно с себя и контролировать свое поведение на дороге. Приучайте себя и свое близкое окружение ходить по тротуару как можно дальше от проезжей части, а перед тем как переходить дорогу — смотреть налево, затем направо и снова налево, чтобы оценить безопасность ситуации. Помните, что переходить дорогу можно только в положенных местах — на «зебре» или светофоре, в крайнем случае — на нерегулируемом перекрестке, где водители сбавляют скорость и увеличивают бдительность. Отговорка про экономию времени в данном случае совершенно неуместна, потому что речь идет о жизни и здоровье целой семьи, и крошечный выигрыш в 10 минут порой может стоить очень и очень дорого.

Учим дошкольника

Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок должен хорошо знать:
• что такое дорога и каково ее предназначение, чем отличается проезжая часть от тротуара, зачем нужна обочина и пешеходный переход;
• названия транспортных средств и их отличия друг от друга;
• как регулируется дорожное движение (светофор и три его сигнала; дорожные полицейские);
• основные правила дорожного движения, касающиеся правил движения по обочинам и тротуарам, перехода дороги на светофоре и пешеходном переходе;
• правила поведения в общественном транспорте, включая моменты посадки и высадки.

Памятка для родителей

• не спешите на переходе: дорогу всегда нужно переходить спокойным и размеренным шагом - это важно, чтобы приучить подрастающего пешехода быть внимательным и наблюдательным;
• на проезжей части прекратите все разговоры, в том числе по телефону;
• ждите зеленого цвета светофора, чтобы ребенок запомнил навсегда, что не только в теории, но и на практике дорогу переходить можно только на разрешающий цвет светофора;
• переходите улицу только на «зебре» или светофоре и только прямо, не наискосок;
• выходите из общественного транспорта первыми, чтобы ваш карапуз не упал или не выбежал на проезжую часть;
• учите ребенка наблюдать за движением на дороге: покажите, что уже издали видны машины, которые двигаются очень быстро, а потому их лучше пропустить;
• многократно повторяйте при ребенке, куда и как мы поворачиваем голову при переходе улицы;
• прежде чем выйти на проезжую часть из-за автомобиля или кустов, осмотрите улицу и вслух проговорите свои действия;
• держите ребенка за руку и не разрешайте идти впереди вас;
• учите ребенка осматривать улицу в обоих направлениях и несколько раз, чтобы вовремя заметить изменение обстановки;
• учите не просто смотреть, а видеть машины и мотоциклы, оценивать скорость их движения и расстояние до них;
• покажите, что из-за стоящего грузовика, автобуса или троллейбуса может выехать машина - показывать скрытую опасность лучше на примере, а не на словах.

Как учить правилам дорожного движения детей

Во-первых, для домашнего ликбеза достаточно 10-15 минут в неделю, при этом новые знания должны доноситься ровным тоном, спокойно, терпеливо и в небольших объемах, доступных для восприятия и понимания дошкольника. Во-вторых, ребенок запомнит все быстрее и проще, если делать это в игровой манере, еще лучше — показывать правила в конкретных ситуациях, возникающих во время прогулки, анализировать поступки людей, совершающих правильные и/или неправильные действия. В-третьих, ребенку полезно знать, что на дороге происходит, какие машины там ездят, не только с точки зрения правил дорожного движения, но и для общего развития. Если ваш карапуз уже освоил велосипед, учите его правилам прямо во время поездки по тротуару; попробуйте пересечь дорогу и обязательно идите следом, чтобы контролировать ребенка и в случае ошибок вовремя исправить ситуацию.

Прогулка — это не просто оздоровительное мероприятие, но и познавательное. Если вовремя акцентировать внимание на ви- дах транспортных средств, элементах дороги, особенностях привычных маршрутов, среди которых расположение магазинов, аптек, парков, школ и детских садов, это будет работать на зрительную память, а вместе с тем поможет определить и запомнишь безопасные пути до детского сада, а затем и школы. Еще один плюс таких занятий — развитие пространственного представления. Помогайте ребенку и используйте при построении фраз такие слова и понятия, как «близко» и «далеко», «слева» и «справа», «по ходу движения», «впереди» и «сзади». Вечером можно вместе почитать стихи о дорожном движении, «впереди» и «сзади». Вечером можно вместе почитать стихи о дорожном движении, загадать загадки о транспорте и светофоре, самим придумать сказки с опорой на правила дорожного движения.

Самое главное, о чем важно помнить родителям, это недопущение формирования стойких страхов относительно улицы, транспорта и дороги, потому что детские ахи-страхи порой гораздо более вредны, чем невнимательность и беспечность на дороге.

Учат в школе

Безусловно, на специально отведенных уроках дети изучают правила дорожного движения, но одних таких занятий недостаточно. А потому дома нужно многократно закреплять изученное в школе: знаки дорожного движения и регулировщика, теорию ПДД (лучше всего это делать в стихотворной форме или посредством специальных обучающих мультфильмов), проверять, насколько хорошо была изучена и усвоена теория правил дорожного движения. Делайте это простым, доступным для школьников языком, пусть это будут стихи или обучающие мультфильмы.

Что касается демонстрации, то в Интернете можно найти хорошие презентации и специальные социальные ролики о детках на дороге, с использованием цифр и фотографий, красноречиво говорящих о том, почему детям нужно быть внимательными и осторожными на дороге.
Так как основной ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является игра, смотрите по телевизору хорошие игровые программы и викторины, посвященные правилам дорожного движения для детей, сами устраивайте всевозможные конкурсы, турниры и ролевые игры, благо поводов может быть сколько угодно, начиная от детского дня рождения и заканчивая специально организованной игрой с использованием электромашинок и велосипедов.

Цель таких домашних занятий — формирование хорошей ориентации на дороге, понимание принципов движения автомобилей и велосипедов, знание своих действий в дорожных ситуациях (особенно нестандартных), которые могут произойти каждый день.
Пешеход — равноправный участник дорожного движения, и именно он должен быть предупрежден, а значит, вооружен.
Возьмите это за правило, занимайтесь с ребенком и учите вместе правила дорожного движения, чтобы свести к минимуму возможный риск и быть уверенным в том, что ребенок на дороге поведет себя, как взрослый.