Малыши легко усваивают правила поведения за столом, тем более когда любящие взрослые приучают их быть аккуратными и вежливыми.
Привычку прямо сидеть за столом и красиво держать приборы, а также не торопясь пережевывать пищу очень важно воспитывать с детства. Личный пример родителей — лучшая наука в этом непростом деле. Старайтесь быть образцом для своих чад, и они вырастут настоящими леди и джентльменами.


— AD —

Правила поведения за столом

Вашему крохе около года? Он уже уверенно сидит за столом, сам держит ложку и пытается пить из чашки. Понятно, что малышу, который только познает мир, трудно сразу привить хорошие манеры.
Он запускает ручки в овощное пюре или кашу, и это вполне естественно. Не надо бояться, что малыш испачкается и заляпает весь стол. Ведь так он учится многим важным навыкам.

Не препятствуйте желанию карапуза самому держать ложку или чашку. Наоборот, поощряйте даже самые незначительные успехи и достижения крохи. Вот правила, которые стоит соблюдать при кормлении:
- кормите малыша всегда в строго определенные часы;
- обязательно следуйте возрастным ограничениям в меню;
- следите за тем, чтобы кормление проходило в спокойной обстановке, неторопливо, дайте малышу возможность прочувствовать вкус блюда, тщательно все прожевать;
- помните, что насильное кормление недопустимо —лучше следующий прием пищи устроить пораньше или попробовать предложить малышу другое блюдо;
- не полезны чтение и игра во время еды, вместо этого расскажите ребенку короткую поучительную историю;
- следите, чтобы столовые приборы были безопасными и малыш не поранился.

Первое серьезное достижение — во время кормления ребенок сам держит кусочек хлеба. Если он готов осваивать ложку, то в начале еды ему надо предоставить такую возможность, правда, он быстро устанет и не насытится. Тогда можно будет потихоньку докормить его другой ложкой.

Потом время самостоятельного приема пищи нужно постепенно увеличивать. Это же касается и питья из чашки. Запаситесь терпением и купите удобную посуду: десертную или чайную ложку, устойчивую и легкую чашку, большую тарелку.
Приучение к чистоте и аккуратности воспитает в малыше не только культурно-гигиенические навыки, но и позволит развить внимание и волю, почувствовать себя самостоятельным и взрослым. Он будет очень горд собой: «Каждый раз перед едой я сам намыливаю руки, тщательно мою их, вытираю полотенцем». Живой интерес крохи ко всему новому поможет легко закрепить новые познания.

В идеале, чем раньше начать воспитание культурных навыков у ребенка, тем лучше, но четких возрастных норм не существует. Все очень индивидуально. С одной стороны, если малыша кормят с ложечки продолжительное время, он может только наблюдать за другими членами семьи и таким образом обучаться. А с другой стороны, кто, как не мама, почувствует, что чадо созрело для хороших манер?

Вперед, к хорошим манерам!

Малыш, достигший двухлетнего возраста, вполне готов к обучению правилам этикета. После 2 лет дети очень любят помогать взрослым, повторять за ними. Надо смело давать им небольшие поручения: «Отнеси хлеб», «Расставь тарелки», «Разложи ложки». С первого раза не получилось? Все равно похвалите кроху. Пришло время учиться есть аккуратно и не раздражаться, если это еще довольно долго не будет получаться. Мыть руки перед едой уже должно было войти в привычку. Единственное, в чем необходимо проявить строгость, — баловство и шалости за едой, они под запретом.

После 1,5 лет малыш может сам кушать густые каши. Постепенно он научится самостоятельно справляться и с жидкой пищей. Маме остается корректировать действия ребенка, из раза в раз поправлять ложку в ручке ребенка, чтобы он привык правильно держать ее с раннего возраста, помогать ему, когда он несет ложку ко рту.
К 3 годам ребенок ест гораздо увереннее и при правильном подходе родителей уже сам стремится быть опрятным.

Мойте руки — и за стол

Итак, попробуем перечислить основные правила этикета, которым необходимо постепенно обучить ребенка:
- за чистый и красиво сервированный стол садятся с вымытыми руками;
- мужчины и мальчики ухаживают за дамами: аккуратно отодвигают стулья и помогают им сесть, женщины и девочки вежливо благодарят галантных кавалеров;
- на обеденном столе не должно быть ничего лишнего: красота и порядок;
- во время еды избегают шума, громких разговоров и грубых замечаний;
- необходимо следить за осанкой: принято сидеть прямо;
- есть нужно спокойно и неторопливо, в то же время не засиживаясь слишком долго за одним блюдом;
- бумажными салфетками вытирают губы и руки, после каждого блюда — новой, использованную сворачивают грязной стороной внутрь и кладут на закусочную тарелку или на опустошенную;
- не следует низко наклоняться к тарелке или наклонять ее к себе;
- полотняную салфетку складывают пополам и кладут на колени для защиты одежды от крошек, салфеткой принято вытирать только уголки губ, но не лоб, не нос;
- недопустимо играть с едой (на малышей примерно до 2 лет это правило не распространяется);
- необходимо с уважением и вниманием относиться к соседям по столу: не задевать локтями, помогать им;
- использовать различные столовые приборы по назначению;
- на столе должны лежать только кисти рук, локти на стол ставить не принято;
- руки должны быть заняты: либо вилка в левой, а нож в правой, либо ложка в правой руке, а левая придерживает тарелку;
- поддерживать разговор можно только с пустым ртом;
- запивать пишу следует тогда, когда прожеванный кусочек проглочен;
- упавший столовый прибор сразу не поднимают, просят новый, а выходя из-за стола, нужно поднять то, что уронили;
- упавшую на пол полотняную салфетку можно поднять самим и продолжать пользоваться ею дальше;
- не принято тянуться к блюду через весь стол: достаточно попросить соседей передать или положить угощение на тарелку;
- если случится разбить фужер или тарелку, разлить сок или уронить на стол кусок мяса, нужно вежливо и кратко извиниться, не заостряя внимание на происшедшем;
- принято класть на тарелку не более двух закусок, подкладывать следующие можно, когда будут съедены эти;
- за столом принято сидеть спокойно, не вертеться;
- не следует спешить выходить из-за стола, взрослые должны подсказать детям, когда это будет удобно сделать;
- не принято класть еду на вилку с помощью хлеба, для этого есть нож;
- в повседневной жизни необходимо внушать ребенку, что принимать пищу нужно только за столом;
- необходимо поблагодарить хозяйку теплыми словами за угощение.

Едим всей семьей

Крохе старше трех лет объясните, как пользоваться ножом и вилкой и другими столовыми приборами, что можно есть руками, как брать еду с общей тарелки, как правильно есть различные блюда: закуски, горячее, пирожки, хлеб, рыбу, яичницу, кашу и т.д. Чтобы навыки культурного приема пищи закрепились, необходимо постоянно следить за ребенком, напоминать ему назначение столовых приборов, сервировать вместе стол. Правилам застольной беседы также необходимо обучать, но уже детишек более старшего возраста. Это гораздо проще, чем потом переучивать.

Освоение этикета позволит ребенку в дальнейшем уверенно чувствовать себя на любом застолье, он не будет испытывать неловкости во время смены блюд, будет вести себя достойно и спокойно и получать удовольствие от еды и общения.
А пока не все еще получается, малыш неловок, пачкается сам и пачкает все вокруг, долго усидеть на одном месте выше его сил.

Ему трудно за короткий промежуток времени запомнить и начать выполнять правила этикета. Не надо рассчитывать на быстрые достижения, на то, что кроха сразу начнет заставлять себя делать то, что надо, а не то, что хочется.
Чем чаще семья собирается вместе за столом, тем лучше. На малышей обед с родителями, старшими братьями или сестрами, бабушками-дедушками оказывает очень большое влияние.

Здоровое питание

Регулярные семейные трапезы — это не просто совместный прием пищи, это общение, обмен новостями, время, которое любящие люди проводят вместе. В выходные дни можно посидеть за столом подольше, приготовить что-то праздничное: для всех это будет большой радостью. Дети постарше с удовольствием примут участие в приготовлении необычного застолья — с новыми и оригинальными блюдами, с парадной посудой и красивыми салфетками, со свечами и более продолжительным общением, чем в обычные дни.

Завтраки, обеды и ужины, подаваемые примерно в одно и то же время, приучают малыша с раннего возраста к регулярности питания. Иными словами, склонность к здоровому питанию и здоровому образу жизни вообще начинает формироваться с младенчества в недрах семьи. Коллективное участие в выборе продуктов, приготовлении пищи, в уборке после трапезы помогают ребенку вырасти хозяйственным.

Замечательно, если за младшим членом семьи, как и за старшими, закреплены определенные обязанности, соответствующие возрасту. Чем раньше малыш вовлекается в общесемейные дела, тем свободнее и увереннее он будет чувствовать себя в различных ситуациях вне дома.
Немаловажный фактор, влияющий на домашнее питание, — это включенный телевизор на кухне или в столовой во время приема пищи. Замечено, что во время просмотра телепередач человек незаметно для себя съедает больше, чем ему надо.
Особенно это касается детей.

Не обязательно есть в полной тишине, можно включить классическую или любую другую приятную музыку, просто побеседовать, обменяться новостями. Важно не нервничать и избегать стрессов.
Да, нелегкая это работа—обучить этикету кроху. Правил поведения великое множество, но они довольно быстро и просто запоминаются. Их соблюдение становится нормой жизни и нисколько не обременяет.

Напротив, знание столового этикета облегчает жизнь: в любом обществе, на любом приеме человек, умеющий вести приятные застольные беседы и правильно пользоваться столовыми приборами, быстро установит добрые отношения с другими людьми.
Соблюдение правил хорошего тона войдет в привычку, за что малыш, несомненно, будет вам благодарен.