Психологическая подготовка к школе. Как помочь ребенку


Когда я «пошла» в первый класс со старшим сыном, моя приятельница, которая с дочкой уже «перешла» в четвертый, пыталась подбодрить меня как умела: «В нашей с малышкой жизни было два тяжелых года — первый год по рождении и первый класс. Потом становится значительно легче». Мне стало страшновато…

Кажется, вы только вчера вышли из роддома, прижимая к груди драгоценный сверточек, а уже сегодня ваше вихрастое сокровище стоит с серьезным видом на крыльце школы и держит за руку новоиспеченную одноклассницу, увенчанную огромным бантом.

Уже позади бессонные ночи с младенцем на руках, впереди «школьные годы», которые сулят новые заботы. Не успеете оглянуться, как пай-мальчик станет долговязым отроком с ломким баском, его пухленькая подружка — нескладной девочкой-
подростком. Пройдет еще немного времени, гадкие утята превратятся в лебедей и распрощаются с детством. Не потянется ли за ними шлейф страхов, комплексов и прочих психологических неприятностей «родом из школы»? Чем раньше родители зададутся этим вопросом, тем лучше.

Как помочь ребенку психологически подготовиться к школе, как чувствовать себя комфортно в абсолютно новом и непривычном ритме жизни?
Не загружайте ребенка своими опасениями и переживаниями. Если ребенок почувствует вашу нервозность при подготовке к школе, он будет воспринимать ее, эту школу, как наказание. Это только усложнит его адаптацию. Родителям не стоит относиться к этому периоду как к чему-то вызывающему много забот и проблем. Это просто новый этап жизни, новые возможности.

Кроме того, в школьных вопросах надо постепенно отходить от формулировки «мы» — «мы сложили, мы опаздываем, мы выучили». Надо постепенно приучать ребенка, чтобы он сам складывал в портфель все, что ему нужно.
Никогда не делайте из процесса приготовления уроков трагедию — «Ой, опять эти уроки…

Сколько всего назадавали…». Тем самым вы транслируете ребенку негативное отношение к обучению и получаете от него в среднем звене фразу «Не хочу учиться». Поэтому любая подготовка к школе должна начаться с осознания родителями того, что это не они идут в первый класс, а маленький, но самостоятельный человек — ваш ребенок.

Все сложится хорошо, если вы будете правильно организовывать время ребенка (первоклашку еще предстоит научить чувству времени), подбадривать его и не заострять внимания на своих собственных переживаниях.
Важно развивать самостоятельность у малыша. Не нужно постоянно сидеть рядом или, еще лучше, делать что-либо за него. Схема домашних занятий должна быть выстроена так, что вы периодически подходите, смотрите, хвалите и опять уходите заниматься своими делами.

Что сделать, чтобы ребенок в первом классе максимально комфортно влился в новую психологическую атмосферу?
В первую очередь, когда ведете ребенка утром в школу, необходимо сделать все, чтобы у него было хорошее настроение. Не бежать, не торопиться, не отчитывать за все мыслимые и немыслимые грехи. По дороге в школу стоит спросить у ребенка, какие у него ожидания от сегодняшнего дня, какие будут уроки, какие предстоят события. Дорога в школу должна подспудно давать установку на хорошее настроение на весь день.

Первоклашку постарайтесь укладывать спать и поднимать утром в одно и то же время. Режим дня в первом классе становится как никогда необходим. Вечером очень важно, чтобы вся семья вместе ужинала. Это не просто процесс совместного поглощения пищи, это ритуал общения.
Обсудите все, что было важного за день, чтобы у ребенка не оставались непроговоренными обиды и переживания уходящего дня.

Какие комплексы и проблемы средней школы бывают родом из первого класса?
Переходя из начальной школы в пятый класс, ребенок от одного учителя уходит к нескольким. И для тех детей, кому первая учительница не очень нравилась, в этом есть свой плюс — ребенок из нескольких точно выберет кого-то, кто будет ему по душе. Но с остальными учителями у детей, у которых не сложилось теплых отношений с первой учительницей, отношения будут довольно напряженными. Вплоть до того, что ребенок, подсознательно избегая урока, будет постоянно опаздывать на него или систематически не выполнять по предмету домашнее задание.

Второй момент — если в начальной школе ребенка не приучили делать уроки в определенное время, не подпитали природное детское желание познавать мир и учиться, может возникнуть проблема с выполнением домашних заданий.
Если в начальном звене не сформировали уважительного отношения ко взрослым, то в среднем звене это проявится грубым, хамским поведением как в школе, так и вне ее. Безусловно, все идет из семьи. Микроклимат дома ребенком начальной школы будет переноситься в класс. Если ему дома некомфортно, то он и в классе будет мешать учителю, обращать на себя внимание и, как следствие, плохо учиться.

Постарайтесь в первом классе сформировать восприятие школьной жизни ребенком как что-то интересное и захватывающее. Не гонитесь за оценками — культивируйте жажду познания! Если вам это удастся, добрые плоды будете собирать все одиннадцать школьных лет. С новым годом вас, дорогие родители-школьники! С новым учебным годом!