Раннее музыкальное развитие детей. Влияние музыки на ребенка


Влияние музыки на людей более чем велико. Начиная с материнской утробы и до самой старости человек слышит, впитывает, пропускает через себя огромное количество разных звуков.

Уже на девятнадцатой неделе своей жизни в утробе мамы ребенок начинает слышать внешние звуки, в итоге объединяющиеся в музыку. Он узнает голоса родителей, отличает интонацию и реагирует. Воздействие музыки происходит на всех уровнях развития человека – физическом и душевном. И это ярко применяется при использовании музыки, например, в лечебных целях — в музыкотерапии.

Кроме того, музыка, не требуя каких-то дополнительных усилий взамен, уже на этапе простого слушания постепенно развивает и музыкальные задатки. Ну, и конечно, музыка, игра, песни, пляски создают положительный эмоциональный фон для развития, который напрямую обеспечивает гармоничное и физическое и душевное состояние ребенка.

Время первых лет жизни очень важно в раннем музыкальном развитии детей. В это время окружающий мир познается ребенком не разумом, а чувствами. И этот промежуток, до 3-х лет жизни малыша, является самым чувствительным к восприятию действительности. А наиболее эффективное влияние на чувствительную сферу ребенка имеет именно музыкальное искусство.
В разные возрастные периоды воздействие музыки и музыкальное развитие зависит от разных особенностей того или иного возраста.

Например, такой особенностью является возможность непрерывно слушать звучащую музыку на протяжении длительного времени. Так, к 2-м годам это время увеличивается от 20 до 40 секунд. При этом, конечно, важное значение имеет сиюминутное настроение малыша.

При позитивном эмоциональном состоянии время слушания может естественным образом увеличиться, тогда как в противном случае, в момент какого-то расстройства, а может элементарного физического нездоровья, может понадобиться вообще отменить и перенести на другое время музыкальное занятие.

Не менее важен музыкальный репертуар. Еще в период беременности важно с осторожностью относиться к выбору музыки для слушания, так как агрессивная, тревожная, слишком громкая музыка соответствующим образом сказывается на состоянии как самой женщины, так и ее ребенка.

Ее воздействие оказывается деструктивным, разрушающим и, в конечном итоге, просто опасным для здоровья обоих. И наоборот, спокойная и добрая музыка оказывает противоположное воздействие — расслабляющее, успокаивающие, снижающее общий уровень тревожности.

Ведущий вид деятельности ребенка до 2-х лет — игра. Она закладывает основу становления личности, через нее происходит познание ребенком окружающего мира. И именно с ее помощью происходит незаметное усвоение ребенком какого-либо материала, в том числе и музыки. И начинать играть нужно с самых первых дней жизни малыша.

Неслучайно в это время у мамы само собой возникает желание развлекать своего ребенка, говорить с ним словно нараспев, весело и играя. Таким образом, песенки-игры, которые еще и сопровождаются ритмичными движениями (пальчиковые гимнастики), уже начинают действовать в пользу музыкального развития — развивают слух, чувство ритма и даже формируют определенную дисциплину.

После многократного повторения совершенно естественно у малыша возникает желание подпевать, а задействование мелкой моторики способствует общему развитию, в том числе и овладению речью.

Развитие ребенка, как общее, так и конкретно музыкальное, немыслимо без непосредственного активного участия взрослых. Очень важны собственное отношение, настрой родителей на процесс и результат. Если у мамы отсутствует желание, если она не чувствует необходимости, интереса и пускает все на самотек, если считает себя выше того, чтобы выплясывать перед ребенком и наравне с ним, то и малыш будет проявлять себя аналогичным образом.

Доказано, что раннее музыкальное развитие ребенка положительно влияет на рост и формирование мозга, улучшает свойства памяти и повышает уровень интеллекта. Дети, в жизни которых музыке уделяется особенное внимание, лучше концентрируют внимание и лучше воспринимают и усваивают информацию.

Отдельные музыкальные занятия и присутствие музыки в жизни в целом влияет на развитие у ребенка воображения и фантазии, а следовательно, на всю эмоционально-чувствительную сферу.