Развитие дошкольника: основные методы и индивидуальные особенности


Необходимость подготовки ребенка к школе осознают все родители, однако не все понимают, в чем же эта подготовка заключается. Для того чтобы ребенок был готов к новому и почти взрослому статусу школьника, важно заложить определенный фундамент дошкольного образования, представляющий собой разностороннее развитие.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования сделан упор на направления развития ребенка: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.

Конечно, важно, чтобы ребенок имел представление об окружающем мире, был физически развит, но не менее важно умение общаться со сверстниками и взрослыми. Речевое развитие выделено в качестве отдельного компонента, так как именно речь необходима не только для общения, но и для всех составляющих когнитивного развития.

Постановка правильного звукопроизношения, которую следует проводить логопедам с детьми 5 лет в случае необходимости, обогащение словарного запаса, умение отвечать на вопросы и составлять развернутый рассказ по одной или серии картинок — важные компоненты речевого развития.


— AD —

Социально-коммуникативное развитие

Думаю, все родители согласятся с тем, что в школе многое приходится делать не потому, что это нравится, а потому, что это нужно. Готовность следовать правилам, выполнять задания, не очень увлекательные или даже совсем неинтересные, — это и есть одна из составляющих готовности к систематическому обучению.

Бывают случаи, когда ребенок имеет высокий уровень познавательного развития, умеет читать, много знает, но не готов выполнять задания, которые дает учитель. Это означает, что у него еще не сформировался статус ученика. Можно ли помочь ребенку в таком случае? Конечно, можно, но не тогда, когда учеба в школе уже началась.
Это надо делать еще в дошкольном возрасте.

Наиболее эффективным способом является включение игр по правилам. Это могут быть самые разные игры: и подвижные игры на прогулке, и настольные игры, и такие игры, как «да» и «нет» не говорите, черное с белым не берите».

Такие игры помогают научиться выполнять правила и, что не менее важно, проигрывать. Естественно, возникает вопрос — для чего нужно научить ребенка проигрывать?

Ведь родители хотят, чтобы у него все получалось, чтобы он выигрывал.
Однако все согласятся, что во время учебы случаются и неудачи, и ошибки. Если ребенок сильно расстраивается, допустив ошибку или получив плохую отметку, плачет, отказывается выполнять задания, это свидетельствует или о том, что у него не сформировался статус ученика, или о завышенных требованиях со стороны родителей, которым малыш, возможно, не может соответствовать.

Важно, чтобы требования к ребенку со стороны родных были адекватны его возможностям, чтобы у него не было постоянного ощущения неудачи.

Познавательное развитие

Это направление включает и знания об окружающем мире, и сформированную организацию деятельности — умение выслушать и понять инструкцию учителя, выполнять задание, не отвлекаясь, довести работу до конца, проверить ее, найти и исправить ошибки в случае необходимости.

Для успешной учебы необходимо умение запомнить новый материал, а следовательно, определенный уровень развития зрительной и слуховой памяти, зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координации.

Важно научить ребенка размышлять, делать выводы из увиденного. Это намного важнее, чем конкретные знания, которые ребенок уже имеет или будет получать в школе.

Речевое развитие

Это направление включает несколько компонентов: звукопроизношение, фонетико-фонематическое восприятие, лексико-грамматический строй речи и связную речь. В последние годы у многих детей отмечается неправильное звукопроизношение, которое могут исправить систематические занятия с логопедами. Большинство родителей понимают, что речь ребенка должна быть не только понятной, но и правильной. Удивление вызывают взрослые, которые считают, что неправильное звукопроизношение 1-2 звуков (например, раскатистое, горловое «р») придает изюминку речи ребенка, подчеркивает его индивидуальность, а следовательно, не требует исправления.

Конечно, можно стать успешным человеком и с неправильным звукопроизношением, но чистая грамотная речь вряд ли помешает в жизни.

Художественно-эстетическое развитие

Это знакомство с разнообразными произведениями искусства: литературы, музыки, изобразительного искусства. Все это способствует развитию эмоциональной сферы, эмоционального интеллекта. Продуктивная деятельность — лепка из пластилина или других пластических масс, рисование, создание аппликаций и разнообразных поделок из природных материалов — важная составляющая жизни дошкольника.

Физическое развитие

Определенный уровень физического развития является важным условием успешной адаптации к школе, к тем нагрузкам, которые испытывает первоклассник. В последние годы часто приходится видеть учеников, не только первоклассников, которые неправильно держат ручку (4, а порой и всеми 5 пальцами). Это происходит потому, что детям дают в руки ручку или карандаш для выполнения графических заданий (штриховок, прямых линий в определенной строке) в 3-4 года, когда мелкие мышцы кистей рук еще недостаточно сильны и ребенок просто не может держать карандаш или ручку по-другому.

«Что же, в таком случае рисовать, только начиная с 5 лет?» — могут спросить родители. Конечно же, нет. Рисовать красками и карандашами можно и нужно с 2,5-3 лет. Но рисунок и графические задания — вовсе не одно и то же. Важно научить ребенка правильно держать карандаш или ручку именно при выполнении графических заданий — штриховке, написании печатных букв, цифр. Игры с разнообразными конструкторами, лепка из пластилина, игры с песком, пальчиковые упражнения — все это способствует развитию и укреплению мелких мышц кистей рук.

Общее моторное развитие

Специалисты оценивают его по нескольким показателям: умению удержать равновесие в определенной позе в течение нескольких секунд, прыжкам на месте в быстром темпе. Общему моторному развитию способствуют в первую очередь прогулки, во время которых ребенок может бегать, прыгать, играть с другими ребятами.

Путь к успеху

Подготовка к школе может начинаться с разнообразных кружков, студий и курсов. Однако какие бы занятия ни выбрали родители, очень важно соблюдать несколько обязательных условий, чтобы развивающие занятия были действительно полезны, а подготовка к школе — успешной.

Правильное время для занятий

Занятия должны проходить в первой половине дня. Если ребенок посещает детский сад, то не стоит вести его на развивающие занятия после тихого часа (даже если они проводятся в игровой форме). Организаторы могут уверять, что в игровой форме можно заниматься с дошкольниками и вечером. Нет, нет и еще раз нет! Только занятия, проводимые в первой половине дня, могут быть эффективными.

Удобная форма проведения занятий

Подготовительные занятия не должны быть копированием школьных уроков. Для того чтобы ребенок смог выдержать статическую нагрузку, а именно такую нагрузку испытывают дети, сидя за партой, важно уделить внимание не только интеллектуальному, но и физическому развитию.

К сожалению, не только в стенах школ, но и в детских садах занятия проходят в статичной форме: дошкольники сидят за партами или столами и отвечают, поднимая руки. Это неправильно, не соответствует возрастным особенностям развития и возможностям ребенка. Более естественно для дошкольников — отвечать хором, даже если со стороны это и выглядит сумбурно.

Учет индивидуальных особенностей ребенка

Темп деятельности ребенка бывает генетически предопределен и не может измениться ни по желанию родителей, ни по желанию педагогов и психологов. Например, медлительным детям необходимо время для включения в работу и более продолжительное время для выполнения всего объема работы. Зная, что ребенок медлительный, важно не торопить его, особенно в начале выполнения любого задания.

Иногда родители расстраиваются, когда слышат, что темп деятельности не может измениться и ребенок всегда будет выполнять задания медленнее большинства одноклассников. На самом деле нет никаких причин для расстройства, так как темп деятельности никак не влияет на интеллектуальное развитие. У многих медлительных детей бывает высокий уровень организации деятельности, четкое планирование работы.

Знать темп деятельности, свойственный ребенку, важно для того, чтобы не мешать ему выполнять задания так, как ему комфортно, не торопить его, не создавать по возможности ситуации стресса ограничением времени. Конечно, если большинство детей в группе работают не в среднем, а в быстром темпе, медлительный ребенок может чувствовать себя дискомфортно, видя, что все время отстает. Задача каждого педагога знать индивидуальные особенности детей и учитывать их, особенно при фронтальной работе.

Могут ли родители помочь медлительному ребенку стать успешным первоклассником? Да, конечно, могут! Взрослые не должны торопить его при выполнении бытовых действий. Если ребенок медленно умывается, одевается, завтракает, разумнее начать будить его на 15-20 минут раньше обычного времени, чтобы он смог выполнять все вышеперечисленные действия в свойственном ему темпе. Тогда утро будет спокойным, без спешки. Очень важно, чтобы день начинался размеренно, без суеты.

Особенный подход нужен и к гиперактивным детям. Следует отметить, что не всегда такие дети бывают невнимательными. Довольно часто гиперактивный ребенок с высоким темпом деятельности может иметь устойчивое внимание и выполнять задания правильно, но недостаточно аккуратно. В таком случае термин «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ) неприменим к нему, так как при гиперактивности внимание устойчивое.

Важно понимать, что гиперактивные дети не могут долго выполнять однотипные задания, им необходима более частая смена деятельности, чем большинству. Задача педагога заключается не в том, чтобы одергивать и успокаивать ребенка, а, наоборот, дать ему возможность что-то делать, т.е. направить его активность в нужное русло. Если ребенок выполнил задание раньше всех, можно поручить ему раздать какие-нибудь пособия или, наоборот, собрать их. Таким образом, он не будет сидеть на месте и мешать окружающим завершать выполнение задания.

Адекватность требований взрослых к ребенку

Повышенные требования к ребенку часто приводят не к стимуляции, а к торможению развития.
Многие родители этого не понимают, а у педагогов просто нет аргументов, чтобы доказать им порочность такой практики. Родители хотят, чтобы дети раньше начали читать, считать и писать, — и воспитатели в детских садах идут навстречу, обучая детей в раннем возрасте чтению и письму. Да, кто-то начитает читать, но для большинства детей 4,5 — 5,5 и даже 6,5 лет — это является очень трудной, почти невыполнимой задачей.

Обычно в группе есть один или два ребенка, которые уже научились читать, их мамы и папы радостно сообщают об этом остальным родителям.

И тогда начинается практически «дрессировка» детей, при которой любовь к чтению появиться никак не может. В большинстве случаев ребенок не может научиться читать и писать не потому, что он не хочет, а потому, что еще не готов к освоению этих сложных навыков.

«А почему другие дети уже читают?» — с волнением спрашивают родители. Дети, самостоятельно научившиеся читать, были, есть и будут всегда, но их немного. Это скорее исключение, а вовсе не правило. Однако помочь детям подготовиться к освоению навыка можно. Эффективной подготовкой к чтению является развитие зрительно-пространственного восприятия и фонетико-фонематического слуха. Именно определенный, достаточно высокий уровень развития этих функций является необходимым условием успешности обучения грамоте.

Прочитав все вышеизложенное, родители могут задать основной вопрос: так какую группу выбрать для подготовки к школе? Единого ответа быть не может. Подумайте, что важно для вашего ребенка — радостное дошкольное детство в естественных условиях или «замученный» дошкольник, который уже в апреле или даже в ноябре сообщит вам, что ни в какую школу он не хочет?

Выбирая образовательную организацию, кружки и секции, постарайтесь не перегрузить ребенка «подготовкой к школе», дать ему возможность ощутить радость узнавания нового и не сократить игровой период, когда игра, именно игра, является основным видом деятельности ребенка. Любые занятия должны быть интересны, увлекательны, доступны детям. И только соблюдая определенные правила, вы не украдете у своего ребенка прекрасный период дошкольного детства.