Развитие ребенка по месяцам до года


Некоторые родители рассуждают так: «До года кроха ничего не понимает, поэтому разговаривать с ним нет смысла». Но за первый год он проходит 7 важных этапов развития: от гуления через такие средства коммуникации, как лепет, улыбка, жест, до понимания обращенной к нему речи — и наконец он произносит свои первые слова! Расскажем обо всем подробнее, рассмотрим развитие ребенка по месяцам до года.


— AD —

Великий труженик

Ученые и педагоги доказали, что возможности ребенка раннего возраста велики, надо только дать малышу шанс их реализовать.

Первый месяц жизни

Дитя начинает прислушиваться к окружающим звукам, у него возникает слуховое сосредоточение, формируется слуховое внимание. Включайте для него негромкую музыку, пойте песенки, рассказывайте потешки и приговорки. Малютке нравится следить за различными движениями артикуляционного аппарата взрослого: у него возникает ротовое внимание при общении, идет настройка на восприятие звуков родного языка.

Два месяца

В ответ на обращение младенец начинает дрыгать ручками и ножками. С особым удовольствием он слушает потешки, прибаутки, пестушки. Появляется гуление, или звуки типа «гы», «хы», «ы-ы-ы», «a-a-a». Дитя словно пытается наладить с вами речевой контакт. Когда вы протягиваете руки над колыбелью, пробует податься вперед, надеясь на то, что его возьмут на ручки.

Неутомимый исследователь

Кроха становится очень любопытным. Он постигает окружающий мир и собственное тело.

Три месяца

Карапуз проявляет живой интерес к погремушкам, тянется за ними, старается направить свою руку к предмету. Прослеживая глазами движущийся предмет, маленький человечек учится фиксировать взгляд, у него возникает зрительное сосредоточение. Он с большим интересом следит за движениями своих рук, играет с ними.
Продемонстрируйте крохе свою руку, пошевелите пальцами. Он постарается ухватиться за один из пальцев, крепко зажмет и потянет к себе всю руку.

Играя с разными предметами, кроха учится правильному захвату, соизмеряет степень раскрытия пальцев с величиной объекта, его конфигурацией.
Все игровые моменты вам придется озвучивать, говоря, например: «Ах, какая красивая погремушка! Как она гремит? А вот пальчик, он кланяется, здоровается с тобой: вот так, вот так!» В ответ кроха начнет издавать какие-то звуки, его гуление будет радостным и эмоционально окрашенным.

Четыре месяца

Поняв, как привлечь к себе внимание с помощью гуления, малыш станет модулировать голосовые «рулады»: они то радостные, то жалостливые, то сердитые. Если такими уловками ребенку удастся привлечь ваше внимание, он сияет от восторга, у него появляется ярко выраженный комплекс оживления.

Лежа на животике и опираясь на предплечья, карапуз уверенно держит головку; поворачивается на бок, норовит захватить расположенные близко предметы, водит руками по ним, проявляя реакцию активного осязания.
Рассматривает одновременно и предметы, и свои руки. Во время бодрствования он хватает игрушки, любит слушать мелодии мобиля над кроваткой, глазами следит за движущимися игрушками, развивая зрительное сосредоточение. Кроха прислушивается к голосам людей, очень внимателен, когда с ним разговаривают, у него уже продолжительное время сохраняется слуховое сосредоточение. На обращение взрослого, начинает интонировать гуление, дополняя его выразительными жестами.

Умелец на все руки

Возрастает способность малыша ассоциировать голос с человеком — это привносит новое измерение в поддержание контакта с ребенком.

Пять месяцев

Ориентировочная реакции нa общение может смениться оживлением (если рядом кто-то из близких) или страхом (с незнакомыми). Услышав мамин голос, кроха оживляется, если уходит — проявляет беспокойство, старается звуками привлечь ее внимание.

Лежа на животе, малыш уверенно опирается на руки и подолгу удерживает голову. Кроха увлеченно трясет погремушку, извлекая звук. Если она в руках у взрослого, малыш свободно переводит взгляд на лицо собеседника, старается выхватить ее.
Во время игр ребенок активно гулит, выражает при помощи звуков радость от игры, но может и сердиться, обижаться и соответственно интонировать гуление.

Шесть месяцев

Все приобретенные навыки совершенствуются. На первый план при общении выступает избирательность. Малыш радостно гулит при общении со своими, сердится при виде чужих. Он также с ходу вычисляет фальшь в голосе партнера.
Кроха пытается сам садиться, начинает ползать, быстро поворачивается с животика на спину. Во время игры он перекладывает игрушку из руки в руку, гладит ее, по может протянуть игрушку.

Мастер на все руки

Ребенку больше не нужно использовать руки для опоры, и он получает возможность пользоваться ими для общения.

Семь месяцев

Кроха сидит сам, ползает на животе, переворачивается с животика на спину, пробует встать на четвереньки, и когда это удается, раскачивается взад и вперед. Он любит игрушки и свои действия с ними сопровождает активным лепетом.
Малыш легко различает домочадцев по голосу. Ткнет ручки, манит рукой взрослого, демонстрируя пригласительный жест к общению, играм.

Восемь месяцев

Кроха начинает проявлять еще большую инициативу, может сам установить игровой контакт с кем-то: протягивает игрушку. Лепет и улыбка становятся для него осознанными средствами коммуникации.
Он все чаще встает на четвереньки, ползает, проявляет живой познавательный интерес к миру: в рот тянет все подряд, открывает дверцы мебели, норовит все куда-то залезть.

С помощью лепета малыш пытается выразить свои желания, его звукосочетания выстраиваются в фразы: «a-a ди дя», «ы-ы кы». Он с удовольствием гримасничает со взрослым: показывает свой язык, зубы, вытягивает губы трубочкой, зажмуривается. Кроха подражает движениям собеседника: машет ручкой, закрывает ладонями глаза, хлопает в ладоши.
Обожает вступать в эмоционально-игровой контакт. Малютка хорошо знает, как его зовут, поворачивается, когда слышит свое имя или ласковое прозвище.

Эмоциональный герой

Вы продолжаете наполнять уши малыша правильными звуками, ребенок проникается сознанием.

Девять месяцев

Кроха мил и непосредственен, у него прорезывается актерский талант. Радость, гнев, негодование, страх выражаются с помощью жестов и голоса. Особенно это заметно при общении с мамой.
На радость близким малыш с упоением повторяет ряд слогов: «п«ма-ма-ма», «па-па-па», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба».
В играх и занятиях совершенствуются движения моторики рук малыша. И вот уже кроха может хватать мелкие предметы двумя пальцами, а еще норовит засунуть пальцы в любые отверстия. Приходится устанавливать заслонки на выключателях и удлинителях.

Опытный ползунок

Ползание ваш шустрик доводит до совершенства.
Он умеет передвигаться быстро на четвереньках, успевая при этом схватить что-то, открыть, разорвать, опрокинуть. Ползание — очень важная ступенька в развитии ребенка. Малыши, которые в силу разных причин не смогли реализовать свои «ползательные потребности», впоследствии очень сильно отстают не только в речевом, но и в психическом развитии.
Так что пусть ползает на здоровье!

Самостоятельная личность

Болыпинство детей произносят знакомые слова, имитируют издаваемые вами звуки.

Десять месяцев

Кроха может с помощью звукосочетаний обратиться за помощью к взрослым, вести с ними своеобразные диалоги. Он понимает название предметов, может выполнить разные инструкции: «брынькать» на губах, махать руками, как птичка.
Малыш уверенно стоит, держась за опору. Ему уже по силам артикуляционные упражнения: показать свой язык, поцокать им, пошлепать губами, как лягушка, пофыркать, как лошадка.

Одиннадцать месяцев

Благодаря всем перечисленным упражнениям ребенок может произнести слова – «мама», «папа» «баба», — и понимает значение многих слов. По просьбе родителей показывает носик, глазки, ручку. Пора обучать малыша умению различать цвета: называя предмет, говорите и о его цвете.

В двигательной сфере у крохи тоже большой прогресс: делает несколько шажков без опоры. Перелистывает книгу, нажимает на кнопки игрушек.
Детка на практике узнает физические свойства предметов, их назначение: гребешком он причесывает волосы, подносит к своей ноге ботинок, если собирается гулять, пытается на голову надеть шапку. Поощряйте в этом малыша.

Один год

В словарном запасе крохи может быть 10-20 слов, он активно использует эти слова, лепечет. Понимает обращенную к нему речь, знает утвердительные слова: «дя» (да), «бу» (буду!). В речи крохе доступны звукоподражания: «мяу» (кошка), «ав» (собачка), «бах» (что-то упало).

Малыш ходит без поддержки, самостоятельно приседает. Любимые занятия малыша: открывать и закрывать коробки, стучать по пустой посуде. Обожает играть в компании сверстников. Там ведет забавные диалоги.
Все достижения первого года жизни будут возможны, если вы активно участвуете в развитии и обучении ребенка.