Жизнь молодых родителей представляется мне квестом, главным героем которого, естественно, является их малыш. Игроки (родители) постоянно сталкиваются с новыми головоломками, и каждый раз им приходится прикладывать немало умственных и физических усилий для их решения. Но в целом этот квест — увлекательное приключение, целью которого является показать крохе мир, в котором он живет, научить его всему, что они (родители) умеют сами, и дать все, что в их силах.
Как в любом квесте, жизнь родителей состоит из этапов, которые проходит главный герой.
Помню, вначале мы ждали, когда же наше чудо появится на свет, потом ждали, когда он нам улыбнется (пусть еще и неосознанно), научится держать головку, первый раз сам перевернется, начнет ползать, самостоятельно сидеть, есть «взрослую» пишу и много-много таких же важных этапов, которых, уверена, ждут все без исключения родители.
Ну вот, пройден самый первый важный рубеж, малышу исполнился годик. Наступает новый этап в его жизни, да и в жизни родителей, это развитие речевых навыков. Большинство деток уже могут ходить, многое могут понять и даже показать. Но как бы родителям ни хотелось услышать долгожданные первые слова (пусть и понятные пока только им), малышам все еще сложно выразить словами свои мысли и желания. Конечно, игроки (родители) начинают ломать голову над решением очередной головоломки, как им помочь дорогому чаду поскорее заговорить и вообще в их ли это силах? К примеру, малышу уже два года, он еще не разговаривает, естественно, родители начинают бить тревогу.
Нормально ли, что ребенок молчит так долго? Вдруг с ним что-то не так, а они, родители и врачи, это упустили, не заметили? Может, настало время показать малыша квалифицированным специалистам? Или маме уделять больше времени занятиям с ребенком? И вообще, есть ли пределы возрастных норм для развития речи и могут ли родители чем-то помочь малышу с его первыми словами?
Чтобы лучше понимать друг друга
Каждый день ребенок совершает открытия, узнает много нового, неожиданного, того, чего он никогда ранее не видел и не знал (у меня каждый раз мурашки, как подумаю, каким интересным представляется для малютки все то, что стало для нас обыденностью). Он впитывает все, что ему дают близкие люди: эмоции, знания, навыки, нормы поведения. В этот период никто не может дать ему столько знаний и умений, как любящие и заботливые родители.
Поэтому папы и мамы не только могут, а им крайне необходимо целенаправленно заняться развитием речи своего карапуза. В этом вопросе они одним выстрелом убьют двух зайцев: приобретут довольно интересного «собеседника» и сэкономят на успокоительных, ведь чем лучше родители и чадо будут понимать друг друга, тем меньше у малыша будет поводов для капризов и истерик (конечно, я утрирую, но доля правды в моих словах есть).
С чего все начинается
Я привыкла ко всему подходить основательно и к решению этой головоломки в том числе. Поэтому, прежде чем понять, как помочь ребенку с первыми словами, я решила разобраться, как и когда начинается развитие речи у малышей.
Многие родители, даже особо говорливые, считают, что до того, как чадо произнесет первые слова, с ним говорить бесполезно. Все равно ничего не понимает, ничему пока научиться не сможет, а значит, и говорить с ним не имеет никакого смысла. И они в корне не правы.
Маловразумительные, невнятные звуки малютки — это уже формирование речи, начинается оно задолго до появления первых слов. Задумайтесь, какова основная функция речи? Общение. И ваш кроха своим агуканьем, гулением и криком пытается вызвать вас на общение с ним.
Когда малыш рождается, он заявляет миру о себе криком: «Я родился! В мир пришел новый человек!» Пока ребенок находился у мамы в животике, все потребности его мгновенно удовлетворялись, поэтому надобности «привлекать к своим нуждам внимание» он не испытывал. Хотя есть предположения, что детки в животиках могут плакать, просто мы их не слышим. Не знаю, насколько это правда. Но когда малыш приходит в наш мир, его потребности уже не удовлетворяются в мгновение ока, он начинает ощущать дискомфорт, и крик становится сигналом об этом дискомфорте: мне мокро, хочу есть/спать/внимания/тепла/ласки. Поначалу крик — единственное средство общения малыша. Криком он учится не только привлекать ваше внимание к своим нуждам, но и общаться. Кроха кричит и ждет, придет мама или нет, потом снова кричит, только уже громче, потом снова ждет. Это и есть призыв ребенка к диалогу с ним, не упускайте такой возможности, наоборот, активно подключайтесь, говорите с ним, жестикулируйте, стройте гримасы. Реакция крохи не заставит себя ждать. Со временем внимательные мамы замечают, что в зависимости от ситуации меняется интонация криков малыша. Иногда крик свидетельствует о недовольстве младенца, иногда это каприз, ворчание, порой резкий визг от боли, обида, радость. Распознав крик, мама знает, как реагировать: сиюминутно бежать на помощь или малыш просто выражает свое недовольство и повода для беспокойства нет. Кстати сказать, крик присутствует в «лексиконе» ребенка долго, развиваясь параллельно с речью. Даже малыш, который уже активно использует «взрослые» слова, порой не прочь прибегнуть к крику, чтобы что-то донести до окружающих.
Гуление — вторая стадия развития речи, которая наступает примерно в возрасте месяца-двух и сопровождает ребенка первые полгода жизни. Гуление — это различные вариации звуков: агу, а-агы, гы-гы и т.п. Интересный факт: оказывается, младенцы разных народов гулят почти одинаково. Можно сказать, что в этом возрасте все дети мира «говорят» на одном языке. Постепенно репертуар малыша обогащается новыми звуками и интонациями. На этом этапе также крайне важно взаимодействие мамы и малыша. В вашем присутствии кроха оживляется, начинает гулить активнее обычного и, самое важное, заглядывает вам в глаза, следит за вашей реакцией, за движением ваших губ, словно пытается понять, как рождаются новые звуки.
Малыш пытается вызвать вас на диалог методом кнута и пряника, но только вместо кнута использует он плач, вместо пряника — свою радостную улыбку и озорные глазки. Обязательно вступайте в диалог, отвечайте ребенку на «его языке», пока ему важен не столько сам смысл слов, сколько интонация, артикуляция различных звуков, ритмика речи.
Третья стадия — это лепет. По мере развития гуление затихает и на смену ему приходит лепет. Малыш начинает произносить слоги, типа: ма, ба, па, та.
Сначала они произносятся однократно и редко, потом все чаще и продолжительнее, в виде цепочек: ма-ма-ма, ба-ба-ба.
Все эти этапы очень важны для развития речи вашего малыша.
Поэтому чаще разговаривайте с крохой. Ваша речь должна быть обращена именно к нему. Для этого смотрите ему в глаза, улыбайтесь, жестикулируйте, говорите медленнее, чтобы малыш успел уловить движение ваших губ. Повторяйте разные слоги, пойте песенки, читайте простые стишки.
Признаюсь, будучи мамой в первый раз и практически не имея опыта общения с младенцами, услышав, что мое дитя в 6-7 месяцев говорит «ма-ма-ма», я была на сто процентов уверена, что это его первое слово и обращено оно, естественно, ко мне.
Очень скоро я поняла, что это всего лишь слог, который пока не имеет никакого смысла. Но благодаря маме, которая в этих слогах слышит слова, лепет наполняется смыслом. К примеру, малыш начинает понимать, что вас особо умиляет, когда он лепечет слог «ма», он произносит его все чаще, потом связывает его с вами, и совсем скоро это будет не просто бессмысленный слог, а обращение к самому родному человеку, к маме.
Так мы дошли до четвертой стадии — первые слова.
Примерно в возрасте года — полутора лет малыш начинает активно передвигаться в пространстве, накапливать новый опыт, который обязательно отражается и в речевом развитии. Маленький человечек начинает ассоциировать слова с окружающими его объектами и людьми, для него слова наполняются смыслом. Чаще всего первые слова обозначают самых близких людей: мама, папа, баба, дядя.
Также дети любят звукоподражательные слова: ав-ав (собака), мяу-мяу (кошка), иногда, особенно если слово состоит из нескольких слогов, малыш произносит только начальный либо ударный слог.
Конечно, это еще не такие слова, как мы привыкли слышать, но все же эти слоги принято считать первыми словами малыша, так как они обозначают конкретные вещи или произносятся в конкретной ситуации, а значит, это уже не случайные звуки, как было несколько месяцев назад.
Кроха все запоминает, возможно, он еще не все может произнести, но с каждым днем его понимание мира и пассивный словарь становятся все больше и больше.
Поэтому не думайте, что если через неделю ваш годовалый малыш не научился показывать, где у него носик, а где глазки, то он не усвоил, где они находятся. Дети улавливают и запоминают намного больше, чем мы думаем и замечаем, просто в этом возрасте еще не сформирована необходимая связь между речью и координацией движений. Вы не замечали, что часто ваша просьба, например взять мяч, встречается полным игнором, несмотря на то что предмет этот малышу давно знаком. Это происходит из-за неумения малыша сосредоточиться и сфокусировать свое внимание по просьбе родителя. А мамы и папы начинают переживать: ребенок до сих пор не может выучить, что такое мяч!