Развитие речи ребенка по месяцам. Причины и факторы задержки речи у детей


Как часто приходится слышать, что «советские» нормы устарели! Дескать, современные дети начинают говорить позже, и это нормально. К сожалению, это не так.
Не хочется рассказывать о неприятных вещах, вроде задержки развития. Но, как ни прискорбно, именно это и является основным фактором задержки речи у малышей.

Что же является причиной того, что практически здоровый малыш начинает говорить позже, чем его ровесники 15-20 лет назад? Речь идет о здоровом ребенке с точки зрения педиатра и невролога.

Сразу же можно сказать о недостаточном внимании родителей (имеется в виду вербальный и тактильный контакт) в силу занятости молодых пап и мам. В связи с этим чуть ли не с младенчества ребенку вручается электронный гаджет, что не способствует развитию его коммуникативных навыков вообще и формированию речи, как средства коммуникации в частности. При этом сами родители испытывают гордость за свое технически одаренное чадо. Помните, что неумение говорить ни в коем случае не может быть объяснено ленью ребенка!

На что же следует обратить внимание родителей малыша? Какие вехи мы можем отметить на сложном и тернистом пути речевого развития ребенка? Рассмотрим развитие речи ребенка по месяцам.


— AD —

Развитие речи в 6-8 месяцев

• Ребенок прислушивается к голосу взрослого, реагирует на свое имя.
• Протяжно гулит.
• Начинает самопроизвольно лепетать в процессе бодрствования.
• Повторяет за мамой некоторые звуки.
• Появляются первые попытки подражания голосовым интонациям взрослого.
• С этого возраста с каждым днем так называемый пассивный словарь ребенка (понимание речи) увеличивается в объеме.

Развитие речи в 9 месяцев

• Малыш может показать некоторые предметы, названные взрослым (чашка, ложка, мама, собака, кошка).
• Может выполнять некоторые действия при произнесении глаголов взрослым (иди, сядь, ложись, дай, возьми и т.д.).
• Значительно возрастает интерес к речи взрослого (малыш внимательно следит за губами, старательно прислушивается).

Развитие речи 1 год

• Увеличивается в объеме запас пассивного словаря (т. е. улучшается понимание обращенной речи).
• Появляется активная речь. Правда, объем активного словаря малыша пока не превышает 8-12 вполне угадываемых слов, но это уже не лепет, а настоящие слова, обозначающие конкретные предметы и действия. Иногда эти слова носят облегченный характер (ребенок произносит устойчивый звукокомплекс для обозначения тех или иных предметов или действий) и являются, скорее, не словами, а устойчивыми речевыми маркерами.
• Расширяются интонационно-подражательные возможности малыша. Он с удовольствием «беседует» по телефону, копируя маму или папу, подражает интонациям любимых детских песенок.
• При попытке подражать взрослым ребенок уже в состоянии сохранить ритмический рисунок слова и короткой фразы.

Развитие речи 1,5 года

• Количество произносимых слов — 40 и более.
• Появляются примитивные фразы из 2-х слов.
• Возрастает стремление ребенка подражать речи и действиям взрослого.
• Увеличиваются мимические и пантомимические возможности ребенка (сопровождает свою речь мимикой, жестами).

Развитие речи 2 года

• Объем активного словаря — 200-300 слов.
• Себя называет в третьем лице.
• Фразы уже более сложные, чем в полтора года, однако по-прежнему не совсем верно оформлены грамматически.
• Произносит названия предметов, изображенных на картинке, показывает и называет простые действия, отвечает на вопросы: «Кто или что это?», «Что делает?».
• Договаривает знакомые стихи, может выучить и рассказать двустишия и четверостишия.
• Речевые маркеры (облегченные слова) все чаще заменяются правильно произносимыми словами.

Здесь обозначены лишь примерные вехи в развитии речи ребенка.
Это вовсе не значит, что если малыш к определенному возрасту произнес на несколько слов меньше, чем указано в возрастных нормативах, то это признак какого-либо заболевания или нарушения развития — данные приблизительны.

Не расслабляйтесь: если малыш не гулит и не лепечет вовремя, не произносит примитивной фразы к полутора годам — это повод для консультации в первую очередь с неврологом, а затем и с логопедом.
Удачи вам и вашему малышу! Будьте терпеливы и внимательны!