Развитие речи у ребенка: учимся говорить


Одним из важнейших условий полноценного развития ребенка является своевременное овладение речью. Первые годы жизни — едва ли не самый активный период речевого развития. В это время у малыша происходит накопление словаря, формирование речевого слуха, овладение простыми грамматическими навыками.

Уже в материнской утробе ребенок слышит речь родителей и реагирует на нее. Кроме этого, ученые установили: первые 50 слов малыш узнает задолго до того, как произнесет их. Поэтому начинать говорить с ребенком необходимо как можно раньше.
Если обращенная речь к ребенку эмоциональна и выразительна, уже к 4 месяцам он будет реагировать по-разному на интонации.

С 6 месяцев у малыша развивается способность понимать различные слова и выражения.
Но для этого необходимо всегда и постоянно разговаривать со своим малышом. Важно использовать любой повод для разгова с ним, сопровождать все свои действия словами- умывая, одевая малыша, за обедом и на прогулке. Слова должны четко артикулироваться, сопровождаться жестами, мимикой, соответствующим тоном, и, благодаря этому, постепенно к ребенку придет понимание их смысла.

Кроме непосредственного воздействия взрослого, ребенку важно получать различные впечатления от окружающей среды, и именно взрослый может сделать так, чтобы эти впечатления способствовали развитию речи, постоянно комментируя, и свои действия в том числе, объясняя, давая определения.

Вместе с этим для полноценного речевого развития ребенка очень важно задействовать его мелкую моторику — массировать ладошки, пальчики, делать пальчиковые гимнастики.
Уровень развития речи ребенка зависит от сформированности движений пальцев рук. Тренируя пальчики, мы оказываем громадное воздействие на работоспособность головного мозга. Пальчиковые игры, сопровождаемые потешками и прибаутками, — отличное средство для развития речи, которое не занимает много времени, но несет колоссальную пользу, т.к. у малыша развивается умение слушать и понимать смысл.

Кроме этого, развивать мелкую моторику помогают всевозможные манипуляции и игры с различными по форме, размеру, фактуре предметами, как то: камушки, бусины, палочки, разный сыпучий материал и т.д.

Не стоит забывать и о значении чтения в речевом развитии ребенка. Пусть сначала это будут яркие красочные книжки с твердыми страницами и простым текстом, которые, кроме всего прочего, можно «попробовать на зуб». Со временем совместное чтение станет приятным ритуалом, ребенок сам выберет книгу и попросит ему прочитать.

Внимание к развитию речи в первые годы жизни особенно важно и потому, что именно в это время очень интенсивно растет мозг ребенка, формируются его функции. С развитием речи тесно взаимосвязано формирование восприятия, памяти, воображения, чувств. Именно поэтому задержка речи за собой влечет отставание в развитии психики малыша.

Замедленное развитие речи быть может вызвано различными причинами, установить которые могут врач или логопед.
Но чаще всего это результат недостатка внимания взрослых к данному вопросу и неумелого воспитания.