Кроха рассыпал по полу муку и задумчиво любуется узором?
Раскрасил пальчиковыми красками обеденный стол?
Малыш не хулиганит, он творит!

Ребенок уже смело берется за краски и пластилин? Прекрасно! Вот только, вполне возможно, он пока не хочет рисовать солнышко или мячик, зато очень любит размазывать по листу краску, да погуще, да всех цветов сразу. Или сминать и рвать бумагу, да еще и разбрасывать ее по всей комнате. Или разминать кусочек пластилина ногой… А как на это реагируете вы? Запрещаете и отнимаете?

Хватаетесь за сердце при виде заляпанного пластилином ковра или покрытой ровным слоем гуаши футболки? Или все-таки даете крохе возможность всласть наиграться с изобразительными материалами? Ведь это так важно для развития творчества у детей!


— AD —

Неутомимые исследователи

Казалось бы, что за радость испачкаться самому, замазать все вокруг и в итоге получить вместо симпатичной картинки странное пятно непонятного цвета? Так думают многие мамы и палы. На самом деле в таких детских экспериментах заключен огромный смысл. И речь идет не только о развитии мелкой моторики и координации движений. Про пользу перебирания-пересыпания круп, работы с пальчиковыми красками и соленым тестом не рассказывал только ленивый.
Интересно другое. Варварское обращение с изобразительными материалами помогает крохе приобщиться к художественной деятельности и полюбить ее, развить фантазию и раскрыть таланты.

Каким образом? Давайте разберемся.
Малышу важно изучить свойства изобразительных материалов для их дальнейшего использования по назначению.
Он должен понять, что краски жидкие, ими можно покрыть лист бумаги, что они смешиваются, образуя новые оттенки, что после их высыхания можно нарисовать на окрашенной поверхности что-то еще (это касается гуаши и акриловых красок). Ребенок выясняет, что мелками сложнее закрасить лист, зато они не размазываются, оставляя линии четкими.

Открывает для себя, что пластилин может принимать разнообразные формы, а затем снова слепляться в один комок.
Что бумагу легко смять, разорвать (когда кроха подрастет — разрезать). Узнав и прочувствовав все это в раннем возрасте, ребенок будет подготовлен к использованию этих материалов для творчества в дальнейшем. Дети, не имевшие возможности поэкспериментировать, например, с красками, будут вынуждены восполнять этот пробел, когда сверстники уже начнут вполне сносно рисовать.

Пробуя по-разному применять всевозможные материалы, кроха учится подбирать и сочетать цвета и фактуры, проводить линии, непохожие одна на другую: длинные и короткие, волнистые и прямые, пунктирные и сплошные… Ребенок пытается выразить этими средствами свое настроение, эмоции, да и просто создать красоту, при этом развиваются и эстетические чувства.
Бесконечно заполняя листы бумаги кругами и линиями, пятнами и точками, ребенок тренирует руку — запоминает правильное положение кисточки, учится рисовать различные формы.

Запасаемся фартуками

И конечно, каждого родителя интересует, как организовать процесс такого стихийного экспериментирования.
Очень просто! Есть несколько простых проверенных советов, как сделать это занятие полезным и интересным для малыша и в то же время не таким разрушительным для окружающих.
Обезопасьте комнату от загрязнений и освободите себя от лишней уборки.

Постелите на стол клеенку, на ребенка наденьте фартук и нарукавники или просто старую одежду, которую не жалко испачкать. На пол можно постелить газеты, ненужные обои или кусок прозрачной пленки. Клеенка легко отмывается от краски—достаточно просто протереть ее влажной губкой, а слой газет на полу освободит вас от чистки паркета или ковра. При такой подготовке вам будет легче наблюдать за тем, как маленький непоседа вышел за пределы листа бумаги и творит «масштабное произведение». Уборка потребует минимума усилий и времени.

Если ваш малыш каждый раз полностью перемешивает все краски, а вам не хочется ежедневно покупать новую коробку акварели или гуаши, просто перекладывайте краски в маленькие баночки небольшими порциями — на один раз.
Удобно раскладывать краски по ячейкам пластиковой упаковки от конфет или яиц, можно воспользоваться и палитрой.
Раз уж кроха все равно перепачкается, пусть делает это с пользой и удовольствием — предложите ему рисовать не только кисточкой, но и ватными палочками, ватными шариками, поролоном и, конечно, пальчиками и ладошками.

Если вам хочется, чтобы из-под рук маленького экспериментатора вышел хоть один шедевр, попробуйте сами проявить фантазию и слегка оформить результаты его деятельности. Например, из порванной на мелкие клочки бумаги можно изготовить мозаичную аппликацию, размалеванный яркими красками лист станет прекрасным фоном для будущих совместных работ, а раскрашенная мелками бумага — основой для поделок.

Но даже если из-под руки крохи пока не вышла ни одна симпатичная картинка или поделка, не страшно. Главное — малыш научился получать удовольствие от процесса творчества и не бояться смелых экспериментов!