Ребенок и спорт: как воспитать будущего чемпиона


Существует мнение, что спорт, в сравнении с другими видами деятельности (изобразительная, музыкальная, литературная и др.), представляет собой более простую для понимания модель поведения. Действительно, попробуйте сыграть на фортепьяно сонату и попробуйте пробежать по полю с мячом.

Казалось бы, второе занятие проще представить и, следовательно, проще осуществить. Однако, как показывает практика, и занятия музыкой, и живописью, и спортом предполагают систематичность и большие усилия как со стороны ребенка, так и со стороны его родителей.

Для родителей принадлежность ребенка к спорту открывает пространство сотрудничества и сопереживания.
Однако это пространство связано также и с дополнительными ограничениями. От родителей требуется обеспечение систематичности посещения тренировок и соблюдения режимных моментов, что предполагает более строгий график их собственной жизни. Главное же — поддержка ребенка, вера в его силы и позитивная оценка его реальных достижений. В награду за эти совместные усилия дети и родители становятся друзьями на всю жизнь.

Психическое развитие ребенка

В психологии давно известно, что в каждом возрасте перед человеком стоит вполне определенная задача, выполнению которой «посвящен» возраст. Такая логика развития прослеживается, начиная с младенчества.
От рождения до года ребенок проникается доверием к окружающим его людям, впервые улыбается им и к концу младенчества начинает произносить первые слова.

В раннем возрасте (от года до трех лет) ребенок впервые начинает ходить и обращается к окружающему миру—его начинает интересовать не только общение со взрослым, но и то, что происходит вокруг.
В дошкольном возрасте (с четырех до семи лет) ребенок начинает подражать взрослому в своей игре: на первый план для него выходят социальные отношения между людьми, желание быть похожим на взрослого, получать от него положительную оценку.

Для младшего школьника (с семи до десяти лет) самой главной становится учебная деятельность.
У подростка на первый план выходит общение со сверстниками, которое помогает преодолеть неопределенность и беспокойство, связанные с процессом взросления.

Почему не стоит спешить?

Один из основных опасных ориентиров, которые транслируют современные средства массовой информации и общество в целом, состоит в том, что более ранние возраста рассматриваются исключительно под призмой возрастов более зрелых. В результате взрослые недооценивают важность полноценного проживания ребенком всех возрастов или же переоценивают возможности ребенка, желая видеть его не ребенком, а маленьким взрослым.

Так, родители детей четырех-пяти лет ищут дополнительные занятия иностранным языком, гимнастикой, математикой, и в результате у малыша просто не остается времени для игры, рисования, прогулок, общения со сверстниками. В школе эти дети, возможно, и будут демонстрировать полученные знания, но при этом они будут стараться вернуться в дошкольный возраст.

Сделать это в школе невозможно, и потому такие дети обречены лишь на неудачные попытки прожить детство заново, испытать радость. Точно так же подростки, которые лишены общения, будут стараться социализироваться во взрослом возрасте, когда их сверстники уже начнут семейную жизнь.

1,5-4 года

В настоящее время программы физического воспитания детей обращены к детям, начиная с полутора лет. В рамках программ дошкольного образования раздел «Физическое воспитание» является обязательным для детей столь раннего возраста. Оно направлено на укрепление детского здоровья и формирование здорового образа жизни.

Если же говорить о спорте, то лишь начиная с четырех лет ребенку можно предоставлять широкий выбор различных видов спорта — индивидуальных (бег, теннис) и командных (футбол, баскетбол); контактных (хоккей) и неконтактных (плавание). В большинстве случаев родители знакомят ребенка с тем видом спорта, который нравится им самим. Нужно помнить о том, что главная задача в период от четырех до семи лет состоит не в том, чтобы на всю жизнь приобщить ребенка к определенному виду спорта, а выявить его интерес, понять, какой вид спорта приносит ему наибольшее удовольствие.

Как правило, о спортивной карьере можно говорить с семи лет (хотя в некоторых видах спорта, например, в художественной гимнастике, начало приобщения к спорту с четырех-пяти лет является нормой). Условно ее можно представить в логике развертывания следующих этапов, предложенных Б. Блумом.

7-13 лет

На стадии инициации, выбора (примерно от семи до тринадцати лет) родители прикладывают усилия для того, чтобы дети получали удовольствие от спорта. В это время выбор вида спорта не столь важен — гораздо большее значение имеет первый опыт систематических занятий ребенка спортом.

На этой стадии все дети участвуют в какой-либо деятельности помимо спорта: занимаются на музыкальных инструментах, посещают другие секции. Такая разносторонняя деятельность не должна рассматриваться как препятствующая развитию детей в спорте. Например, было показано, что ранняя специализация в теннисе отрицательно влияет на развитие игроков.
Мы сталкиваемся с многочисленными примерами того, как на этой стадии родители подталкивают детей к выбору того или иного вида спорта в качестве своей будущей профессии.

Взрослые руководствуются простым слоганом: «Я лучше знаю, что для моего ребенка хорошо».
Этот девиз имеет право на жизнь, поскольку большинство детей в семь лет не способны принимать ответственные жизненные решения, но, с нашей точки зрения, решать за ребенка, кем ему быть в будущем, взрослый не вправе. И вот почему. На этой стадии дети могут удерживать уже достаточно сложные правила и играть практически во все спортивные игры, в которые играют взрослые.

При этом дети могут существенно отличаться по уровню физического развития — росту, силе, координации и т. д. Родители (и тренеры) отталкиваются во многом от физических параметров ребенка, считая, например, что если ребенок опережает сверстников и играет с более старшими детьми, чтобы сохранить интерес к игре, то его талант будет равномерно развиваться дальше. К сожалению, как уже давно известно в психологии, развитие не происходит равномерно, а представляет собой скачкообразный процесс, направление которого не всегда предсказуемо.

В конце данной стадии с ребенком происходят гормональные (а также социальные и иные) изменения, которые связаны с переходом к подростковому возрасту. Эти процессы могут резко изменить внешний облик ребенка и отрицательно сказаться на спортивных результатах и, соответственно, на всем его душевном равновесии.

Нам известны случаи, когда дети родителей, которые возлагали большие надежды на своих чад, в начале подросткового возраста переживали подобные изменения и не могли больше участвовать в спортивной деятельности на высоком уровне. Это приводило к чувству вины у детей, подавленности, депрессиям и даже уходу из общеобразовательной школы.

Хотелось бы посоветовать родителям следующее. Во-первых, для суждения о спортивной одаренности необходима объективная ее оценка со стороны незнакомого взрослому соответствующего специалиста (например, тренера детско-юношеской спортивной школы). Во-вторых, родитель должен постараться услышать ребенка, почувствовать его отношение к спорту.

Если ребенок отказывается идти на тренировки, испытывает негативные эмоции и, главное, не проявляет интереса к занятиям, то имеет смысл задуматься над тем, насколько необходимо тратить время, которое можно было бы провести иначе.

13-15 лет

На стадии специализации (от 13 до 15 лет) молодые спортсмены вовлекаются в конкретный вид спорта. В этот период время их ограничивается спортивной деятельностью и учебой. Эта стадия обычно связана с повышением финансовых усилий со стороны родителей: «Вместо того, чтобы поехать отдыхать, мы купили эргометр для гребли…»

На стадии совершенствования все усилия спортсмена направлены на достижение высокого профессионального уровня. В это время спортсмены посвящают много времени тренировкам. Родители уже не могут выступать в качестве помощников тренеров своего ребенка, но роль их нисколько не снижается. Именно родители могут чутко реагировать на эмоциональные изменения у молодого спортсмена и своевременно оказывать ему необходимую поддержку. Например, не пропускать спортивных событий с его участием, позволять отдыхать должным образом. Мать спортсменки рассказала о том, как отдыхает ее дочь после тяжелых соревнований: «На праздники или в выходные она спит до двенадцати. Она ходит по дому в пижаме до ужина и потом опять идет спать.

На следующий день опять она в той же пижаме и уже готова начинать все заново. Ей просто нужно время, когда она может ничего не делать…»
Таким образом, на каждом этапе развития спортивной карьеры от родителя, с одной стороны, требуется внимательное отношение к интересам ребенка, а с другой — понимание тех задач развития в спорте, которые стоят в том или ином возрасте.

Как воспитать чемпиона

Существует широко распространенное мнение, что талант проявляется с самого раннего возраста и продолжает свое развитие на протяжении детства и подросткового периода при должных занятиях. На самом деле, как мы уже указывали выше, статическое представление о таланте является неверным.

Б. Блум был одним из первых исследователей, изучавших становление способностей спортсменов высокого класса. В своих работах он показал, что развитие таланта невозможно без соответствующей поддержки со стороны окружающих.

Точно так же в 1970-х годах британскому психологу Дж. Фриман в своем исследовании удалось показать, что решающим в реализации интеллектуальных возможностей является окружение ребенка. Там, где окружение было насыщенным и давало различные возможности обучения, ребенок мог задействовать свои способности.

Важно то, что подобное отношение определялось не финансовыми возможностями взрослых, а осознанием их роли в развитии ребенка. Поэтому самое важное, что могут сделать родители для начинающего спортсмена, это поддержать своего ребенка в занятии спортом, создать среду, в которой он сможет сделать первые шаги в спорте, допустить первые ошибки и достигнуть первых успехов.

Взаимодействие «ребенок — взрослый»

В психологии разделяются различные стили воспитания, характеризующие взаимоотношения детей и родителей в семье. Это сложившиеся, устойчивые системы поведения, оказывающие решающее влияние на развитие ребенка. Заметим, что подобные стили взаимодействия формируются достаточно рано и наиболее ярко проявляют себя в дошкольном возрасте (когда ребенку три — семь лет). Каждый из этих стилей воспитания формирует у ребенка и особое поведение в спортивной карьере.


— AD —

• Попустительский стиль

Попустительский стиль воспитания характеризуется тем, что родители не обращают внимания на то, чем занят ребенок. Такое отношение родителей может быть как явным, так и скрытым, когда контроль за поведением ребенка вроде бы осуществляется, но носит формальный характер: взрослый обращает внимание на ребенка не потому, что заинтересован в нем, а потому, что чувствует себя обязанным отвечать за его благополучие.

Между тем ситуации, требующие заинтересованного вмешательства в дела ребенка, возникают постоянно и неожиданно, что особенно характерно для спортивной деятельности. Скрытое же попустительство не может реагировать именно на неожиданность. Естественно, что необходимость подобных действий не может вызывать у взрослого ничего, кроме
стремления из ситуации уйти.

В результате у ребенка возникает ощущение своей ненужности, отсутствия эмоционального контакта, теплых человеческих отношений. Как правило, дети родителей, исповедующих такую философию «экономии» собственных сил, достаточно быстро заканчивают занятия спортом, поскольку не получают необходимой поддержки.

• Авторитарный стиль

Авторитарный стиль взаимодействия характеризуется контролем за каждым шагом ребенка.
Взрослый, стремясь избежать нежелательных последствий, упреждает любую форму его активности и представляет целую систему запретов. Фактически при таком стиле воспитания есть только одно правило — «делай то, что тебе говорят».
Сопровождается такое воспитание постоянным порицанием ребенка за нарушение различных норм — не так ведет себя в гостях, не так умывается, не так убирается и т. д.

Кроме того, зачастую родители завышают требования к ребенку. В результате постоянного одергивания у ребенка формируется страх инициативы (потому что любое действие может вызвать гнев со стороны взрослых), и ребенок становится пассивным. В ситуациях, когда нужно действовать, у него начинает доминировать чувство неуверенности в собственных силах, что приводит к формированию тревожности. Под тревожностью понимается особое эмоциональное состояние ребенка, связанное с ожиданием неблагополучного развития событий. Тревожный ребенок живет в постоянном страхе, что приводит к разрушению любой продуктивной деятельности.

Безусловно, за поведением родителей стоит желание, чтобы ребенок был успешнее и достиг высоких результатов. Однако на практике избыточная тревога и давление родителей вызывают у ребенка дискомфорт и лишь одно желание — выйти из сложившейся ситуации. Ребенок заражается тревогой родителей, которая проявляется в его неуверенных действиях, сомнениях по поводу своих успехов, и вместо удовольствия от спорта получает лишь негативные эмоции.

• Гиперопека

Крайней формой следующего стиля, гиперопеки, является воспитание ребенка по типу кумира семьи. Основная характеристика этого стиля связана с чрезмерным покровительством ребенку со стороны взрослых. Родители стремятся освободить свое чадо от любых трудностей, неприятностей. При этом взрослый всячески демонстрирует свое восхищение ребенком и преувеличивает любые, даже самые незначительные его достижения.

Вокруг ребенка складывается особая атмосфера восторга. Взрослые, придерживающиеся такого стиля воспитания, всячески стремятся демонстрировать своего ребенка окружающим. Такой стиль взаимодействия приводит к тому, что ребенок начинает считать себя выдающимся, особенным, и стремится к предъявлению себя окружающим, стараясь играть ведущую роль.

Проблема заключается в том, что иногда объективно у ребенка нет оснований для того, чтобы быть первым, но привычка к повышенному вниманию к собственной личности заставляет любыми способами его добиваться. Другими словами, такая демонстративность ребенка может проявляться не только в социально приемлемых формах, поскольку главная цель — вызвать какую-нибудь реакцию у другого человека, пусть и негативную.

В этом смысле для демонстративного ребенка лучше быть наказанным за невыполнение правила, чем быть незамеченным. Такие дети увлечены только собой и не замечают, а, следовательно, и не учитывают окружающих людей. Особенно ярко это проявляется в общении со сверстниками, когда демонстративные дети любыми способами хотят занять лидирующее положение. Демонстративность как качество личности в дальнейшем может привести к сложным ситуациям, когда ребенок должен будет постоянно доказывать право на свою исключительность, объективно не обладая ею.

Довольно часто в этом случае дети прибегает к обману, который раскрывается и ставит ребенка в еще более трудную ситуацию.

• Демократический стиль

К оптимальному стилю взаимодействия ребенка и взрослого следует отнести так называемый демократический стиль воспитания. Его суть заключается в том, что взрослый признает за ребенком право на проявление собственной инициативы в различных областях. Родитель в этом случае показывает, что для него важны желание и мнение ребенка по разным вопросам.

При этом позиция ребенка не безусловно поддерживается, а обсуждается совместно с ребенком в каждом конкретном случае, как обсуждаются и позиции взрослых.

Дети из семьи с демократическим воспитанием действуют более социально, имеют более высокий статус в группе сверстников, показывают лучшие результаты в различной деятельности. Демократические родители поощряют исследование и экспериментирование, таким образом, стимулируя умственное развитие и самостоятельность ребенка. При этом такая свобода не означает отсутствие эмоциональной поддержки, которая обеспечивает преодоление тревоги в новой ситуации.

Сколько часов в день нужно заниматься будущему чемпиону?

В настоящее время повышение требований к физическим кондициям спортсменов на соревнованиях международного уровня достигает биологически заданных пределов. Эти факторы накладывают свой отпечаток на представления родителей о том, каким должно быть детство спортсмена. Действительно, любой талант для своей реализации нуждается в практике. На вопрос о том, сколько же ребенок должен тратить времени на занятия спортом, психологи дают следующий ответ: не менее двух часов в день так, чтобы к 20 годам опыт занятий спортом составил в среднем около 10000 часов.

Однако нельзя забывать о том, что основными мотивами в занятии спортом для начинающего спортсмена должны быть интерес и радость. В противном случае спорт перестает приносить удовольствие, что снижает достигаемые результаты и в конечном итоге приводит к нежеланию заниматься спортом.

Ребенок и спорт: видео

[youtube_video id='s7zKRoaPgFk']