Ребенок идет в первый класс: с какими трудностями он сталкивается, как помочь ему адаптироваться


Ваш ребенок скоро идет в первый класс. Это важное событие не только в его, но и в Вашей жизни. Впереди у него новый этап жизни, совершенно отличный от предыдущего.

По сути, это первая ступенька во взрослую жизнь. У него появятся новые права и обязанности, ему впервые придется подолгу находиться вне дома, принимать самостоятельные решения, общаться с множеством незнакомых людей, делать уроки. А тут еще кризис 7 лет… В этот момент поддержка родителей важна для малыша как никогда. Вот некоторые советы о том, как помочь своему первоклашке быстрее освоиться в новых для него условиях.


— AD —

С какими трудностями обычно сталкивается учитель в первом классе

Первое, с чем приходится сталкиваться, это разный уровень подготовки детей к школе. Например, один ребенок хорошо читает, другой знает только буквы. А бывают и такие дети, которые и букв не знают. В такой ситуации трудности возникают не только у детей, с которыми родители не занимались до школы, но и у их подготовленных сверстников, обучающихся с ними в одном классе.

Задача педагога — построить процесс обучения так, чтобы постепенно нивелировать эту разницу в подготовке, постараться избежать психологического дискомфорта, который может возникнуть, оттого что кто-то знает больше или меньше другого. Для этого, в том числе, например, приходится давать ребятам разные по сложности задания. Учитывая это, родителям будущих первоклассников желательно подготовить детей к школе. Ребенок должен иметь достаточный словарный запас, чтобы выразить свою мысль, составить рассказ по картинкам; уметь считать от 1 до 10 и обратно и соотносить цифру с количеством предметов; различать геометрические фигуры; иметь представление о понятиях времени и пространства и т.д.

Нередко у первоклашек отсутствуют навыки гигиены и самообслуживания. Например, ребенок не умеет самостоятельно одеться, застегнуть пуговицы или завязать шнурки, навести порядок на парте и т.д. Такие элементарные навыки самообслуживания должны быть сформированы у ребенка задолго до школы.
Еще одна сложность заключается в обилии учебного материала.

Это большая нагрузка, которая, к сожалению, нередко сказывается на психосоматическом здоровье детей. Постепенно некоторые дети все больше и больше начинают пропускать занятия по уважительным, а порой и неуважительным причинам. Из-за пропусков ребенок вскоре отстает, а нагнать потом пройденное в классе бывает очень сложно, поскольку учебный материал наслаивается один на другой.

В результате на ребенка ложится двойная нагрузка, даже притом, что учитель скорректирует его учебный процесс. В этой связи родителям следует больше уделять внимание здоровью своего ребенка, его правильному питанию, соблюдению режима; необходимо следить, чтобы ребенок отдыхал, гулял на свежем воздухе, вовремя обращаться к врачу и по возможности не допускать длительного отсутствия ребенка в школе.

Отличаются ли дети, которые посещали детский сад, от «домашних» детей, и как это может влиять на них в условиях школы?
Безусловно одно: дети все разные. И дети, воспитывавшиеся дома, придя первый раз в школу, могут достаточно быстро преодолеть психологический барьер при переходе в новый статус. Но, как правило, таким детям значительно труднее, чем их сверстникам, посещавшим детский сад. «Домашние» дети более зажаты, стеснительны, напряжены, поскольку в большей мере испытывают эмоциональные нагрузки. Кроме того, они, как правило, не умеют слушать учителя, т.к. привыкли к тому, что дома больше слушали их. Но учитель не всегда может по дойти к каждому ребенку и обратиться к нему индивидуально.

Ведь школа — это не детский сад, помимо воспитательной функции, основная задача учителя все-таки обучение. Поэтому, чтобы достучаться до ребенка, порой урок приходится строить на игре, чтобы заинтересовать его, и он начал прислушиваться к учителю. В этом смысле дети, прошедшие через детский сад, более социально адаптированы, они привыкли к тому, что воспитателя (учителя) нужно слушать, уважать, они знают, что такое коллектив, и как вести себя в нем, имеют опыт установления контакта с другими детьми и взрослыми. Все это дает им некоторое психологическое преимущество и, следовательно, более комфортное пребывание в школе, особенно в наиболее трудное первое время.

Роль родителей в период адаптации ребенка к школе

Отношение ребенка к учебе формируется не только в стенах школы. Значительная роль в этом принадлежит родителям, ведь оттого, как ребенок был воспитан, какие ценности были в нем заложены, зависит то, как он будет представлять себя в новом качестве, как сможет проявить в общении с одноклассниками, учителями. Если говорить о том, как помочь ребенку освоиться в новом коллективе, то, думаю, родителям будут полезны следующие рекомендации. Не нужно с первых же дней предъявлять к своему первокласснику повышенные требования, они лишь спровоцируют потерю интереса к учебе. Не стоит расстраиваться, если вдруг у ребенка что-то не получается. Разберитесь вместе с ребенком, что конкретно вызывает у него затруднения, помогите на первых порах, а затем предоставьте повторить самостоятельно. Терпение и забота помогут преодолеть любые трудности. Но здесь хочется предостеречь родителей от проявления чрезмерной опеки над ребенком. Старайтесь больше доверять ребенку, давайте ему возможность проявлять себя, самостоятельно делать то, что ему по силам, но при этом будьте рядом и помогите, когда нужно.

В последние время, к сожалению, прослеживается тенденция отсутствия у детей навыков общения. Дети порой не знают, что такое уступить друг другу, не могут самостоятельно разрешить какой-то мелкий конфликт, агрессивно ведут себя по отношению друг к другу. Иногда нужен целый год, чтобы научить детей уступать. В этом учителю могут помочь родители, которые могут объяснить ребенку, что нормальные отношения в школе строятся на уважении к сверстникам и учителям.
Ребенок с радостью воспринимает любое внимание родителей, поэтому старайтесь чаще интересоваться школьной жизнью ребенка, как прошел его день, с кем он познакомился, а не только его оценками и успеваемостью.

Для того чтобы выстроить нормальный учебный процесс, учитель должен знать индивидуальные особенности каждого ребенка. И в этом тоже большую помощь могут оказать родители.
Особенно это касается тех родителей, чьи дети имеют трудности в учебе, проблемы с поведением (не секрет, что многие дети сегодня имеют синдром гиперактивности и дефицита внимания), здоровьем. Родители всегда могут встретиться с учителем, найти причину проблемы и вместе помочь ребенку справиться с ней.

Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание родителей, — это дорога в школу и из нее. На учителей, как на родителей, в этом смысле ложится большая ответственность. Поэтому даже если ребенка каждый день встречают и провожают до школы, желательно, чтобы сам он хорошо знал маршрут. Ориентировался в подземном переходе и на светофоре, знал об опасных участках дороги.

Ребенок, который идет в первый класс в 6 лет

Шестилетний ребенок лишь на первый взгляд ничем не отличается от семилетнего. На самом деле между ними существует огромная разница. По своему опыту могу сказать, что даже если ребенок в 6 лет неплохо подготовлен к школе, умеет читать, писать, знает азы счета и прочее, физически он не готов находиться в школе и концентрировать внимание на занятиях на протяжении четырех уроков.

Даже если уроки проходят в игровой форме, ребенок до 7 лет может выдержать максимум 2 урока, а потом устает, плачет. К концу четверти плач повторяется очень часто. С одной стороны, учитель понимает проблему ребенка, но с другой стороны, он не может относиться к нему так, как в детском саду. Задача учителя обучать, а в этом случае ребенок еще не готов адекватно воспринимать требования учителя, выполнять его указания и т.д. В результате ребенок страдает, поскольку порой нагрузки становятся для него непосильными. Однако во всем есть исключения, и бывают дети, не достигшие 7 лет, но и эмоционально, и физически готовы к школе.

Как правильно делать домашнее задание

Домашнее задание нужно делать обязательно вместе с ребенком, особенно в первом классе. Во-первых, если заставить ребенка делать урок одному, ему будет трудно, а во-вторых, он не будет уверен в правильности выполненного задания. Но не следует делать задание за него, достаточно в какой-то момент подсказать, а дальше предоставить ребенку выполнять задание самостоятельно. То есть контролировать работу ребенка, помогая ему при затруднениях.

Полезно также время от времени спрашивать, справится ли он дальше сам. Не стоит заставлять ребенка делать все уроки сразу, делайте перерывы, лучше всего посвятив их прогулкам на свежем воздухе. Наберитесь терпения и чаще хвалите ребенка — поддержка и похвала помогут ему больше, чем излишняя требовательность и нервозность.

Что делать, если ребенок не хочет идти в первый класс

В этом случае однозначно нужно поговорить с учителем и вместе найти решение. Возможно, у ребенка конфликт с одноклассником или нет контакта с учителем. Когда ребенок сталкивается с трудностями в учебе, родители, не понимая, в чем их причина, часто винят в неудачах либо учителя, либо самого ребенка, заставляя его больше заниматься, часто ругая. А это неправильно, поскольку такая реакция только усугубляет ситуацию: у ребенка появляется неуверенность, тревожность, страх. Лучшим выходом является обсуждение сложившейся ситуации с учителем.
Только вместе родители и педагог могут найти правильное решение и действительно помочь ребенку преодолеть возникшие трудности.

Любимчики в школе

Сначала нужно определить, кто такие любимчики. Наверное, это те дети, которые стараются хорошо учиться, вежливы, общительны, которые быстро откликаются на доброту. Ведь учитель — это, прежде всего, человек, и эмоционально учитель, как и любой другой человек, тянется к хорошему. Мне, например, очень приятна поддержка родителей, когда они приходят ко мне, интересуются жизнью своего ребенка в школе, рассказывают об его особенностях. Зная о ребенке больше, легче найти с ним контакт.

Но это, конечно, не значит, что дети, родителей которых учитель видит не часто, для него менее интересны. Просто иногда без поддержки со стороны родителей учителю необходимо больше времени, чтобы понять, найти подход к ребенку, завоевать его доверие, изучить все стороны его личности и, используя эти знания, привлечь к учебе и вместе добиться хороших результатов.