Казалось бы, все складывается как нельзя лучше: ваш малыш здоров, общителен и весел.
Но вдруг однажды вы замечаете, что все основные действия ребенок выполняет левой рукой и отдавать предпочтение правой не собирается. „Так он, оказывается, левша?» — вдруг спохватываетесь вы. Если среди ближайших родственников леворуких нет, то этот факт вас скорее всего удивит. Но главное, чтобы не испугал, и вы не бросились тут же преодолевать леворукость и любыми способами переучивать ребенка.


— AD —

Компьютер для леворуких

Еще совсем недавно леворукость в нашей стране считалась серьезной аномалией, нарушением развития. На левшей поглядывали косо, а родители, учителя и воспитатели всячески боролись с этим „недостатком». Но переучивание, в свою очередь, часто приводило к довольно печальным последствиям: дети теряли уверенность в себе, начинали заикаться, становились неврастениками.

Сегодня к леворуким не только относятся как к совершенно нормальным людям, но и создают условия для того, чтобы они не чувствовали себя ущемленными. На Западе даже существуют магазины для леворуких, где можно купить все, начиная от ножей и ножниц и заканчивая компьютерами со специальной клавиатурой.

Отечественные и зарубежные ученые по-прежнему пытаются разгадать тайну происхождения леворукости и выдвигают самые разные версии: наследственность, патология беременности или родов, родовые травмы. Пока ясно лишь одно — преимущественное владение рукой зависит не от желания ребенка, а от особенностей организации его мозга. Ведь у леворуких людей она совсем не такая, как у праворуких: достаточно сказать, что одинаковыми функциями у одних и у других управляют разные полушария.

Патология или признак гениальности?

В научном мире было немало попыток доказать, что у леворуких гораздо ниже общий уровень физического и интеллектуального развития, чем у праворуких, что среди них зафиксирован больший процент психических нарушений, а значит, леворукость можно считать патологией. Сильно усомниться в этой теории заставля- ют известные всем имена: Александр Македонский, Павлов, Леонардо да Винчи, Наполеон, Даль, Чарли Чаплин, Маккартни. Все они — левши.

В последнее время получила распространение и совершенно противоположная точка зрения: все левши исключительны, талантливы, гениальны.
Некоторые родители, обнаружив, что их ребенок леворукий, заранее настраивают себя (и, что самое опасное, малыша) на достижение самых высоких результатов. Но все это крайности, не имеющие убедительных доказательств. Да, конечно, среди леворуких встречаются дети, страдающие неврозами, нарушениями и в развитии. Но разве кто-нибудь возьмется утверждать, что таких нет и среди праворуких?

То же самое и с гениальностью.
Нет четкого ответа на вопрос, чем отличаются леворукие люди от праворуких: неизвестно, кто способнее и талантливее, у кого выше интеллект, ярче выражено творческое мышление.
Жизнь показывает: левши могут быть самыми разными. Правда, согласно некоторым исследованиям правшей все же больше тянет в науку, а левшей — в сферы деятельности, требующие индивидуальных образных решений.

Работаем двумя руками

Существует и такой феномен, как двоерукость, когда человек одинаково хорошо владеет и левой, и правой рукой. Специалисты считают, что очень многие маленькие дети обладают такой замечательной способностью, но в процессе традиционного обучения в школе или домашнего воспитания она угасает. На планете есть даже целая нация двуруких — это японцы. Они одинаково хорошо решают математические задачи и пишут картины.

Исследования показывают, что среди двуруких наибольшее число вундеркиндов. Вероятно, когда два полушария „дублируют» друг друга, что способствует более лучшему усвоению информации. Так что в любом случае старайтесь развивать у своего ребенка обе руки, предлагайте ему те виды деятельности, где задействованы сразу две руки: лепка, игра на флейте или фортепиано, вязание спицами. Некоторые профессиональные художники, работающие с детьми, иногда предлагают им метод „симметричного рисования», когда ребенок на большом листе бумаги, разделенном пополам, рисует двумя руками одновременно. Изображение (например, бабочки, цветка или дерева) должно получиться симметричным.

Не путайте причину со следствием

Родители часто спрашивают: как относиться к леворукому ребенку? Специалисты, как правило, дают один совет: как и к любому праворукому. Правда, с некоторыми оговорками.
Леворукость — не тот показатель особенности развития, на который следует обращать специальное внимание. Если ребенок здоров, эмоционален, не скован, если у него хорошо развита координация движений и он работает непрерывно в течение пяти-десяти минут, то родители могут не беспокоиться.

А вот другая группа леворуких детей, у которых обнаружены нарушения в развитии, должна вызывать тревогу. И беспокоиться надо не по поводу леворукости — важно общее состояние и развитие ребенка. Леворукость — не причина отклонений, а следствие какой-то дисфункции, например, нарушения речевого развития.

Чем помочь ребенку левше?

• Леворуким детям, в отличие от правшей, довольно сложно срисовывать что-то, глядя на образец. Положите сверху на рисунок кальку и попросите своего ребенка обвести нужный образец несколько раз.
И, наоборот, возьмите копирку и покажите после ребенку, какой хороший „образ» возник на листе.

• Попробуйте увлечь малыша рисованием несложных орнаментов (или выкладыванием узора ) с повторяющимся рисунком.
Меткость и точность — залог многих детских достижений, поэтому отличную службу левше сослужат занятия по нанизыванию бус, лепка.

• У многих левшей возникают трудности с чтением: например, малыши начинают читать слово не с начала, а с конца. Вы можете в текстах или отдельных словах помечать ярким фломастером букву, с которой нужно начинать читать, позже чертой сверху вниз фиксировать направление взгляда.

• Если ваш ребенок пишет печатные буквы „в обратную сторону», предложите ему по готовому образцу конструировать буквы палочками и полукругами разной длины палочек, а затем научите списывать буквы по пунктирным линиям, снабженным стрелками и трассирующими точками, — откуда начинать.

• Проговаривайте с ребенком план написания букв: сначала… и затем… обращайте внимание на сходство элементов буквы.

• Если к пяти годам ваш ребенок все еще не сумел освоить произношение „л», „р», шипящих и свистящих звуков, если все звонкие звуки он произносит слишком глухо, а твердые — слишком мягко, то обязательно обратитесь к своему логопеду, потому что впоследствии в школе он может в письме путать эти буквы, что скажется на его успеваемости.

• Почаще используйте простые игры на речевое внимание: летает — плавает, низко — высоко и пр., обращайте внимание ребенка на длину слов, уточняйте значения слов. Отбивайте в ладошки при чтении стихотворений (или при пении) ритм или рифмы текстов.

• Во время утренней зарядки старайтесь давать своему маленькому левше как можно больше заданий, в которых задействованы обе руки, — например, имитация плавания „кролем». Отработайте вначале имеете с ребенком каждое движение отдельно и лишь затем постепенно, не торопясь наращивайте темп.

• Леворуким детям особенно полезны занятия, которые будут развивать их сноровку и умение ориентироваться во времени и пространстве. Постарайтесь увлечь своего малыша ритмикой, танцами, музыкой, у-шу, плаванием и теннисом.