В первой ситуации, когда ребенок (а мы говорим о малышах до 7 лет) на какое-то время становится центром внимания, главным среди своих — случай типичный. По сути дела, это одна из социальных ролей, одна из моделей поведения, которую ребенок тоже должен освоить. Какие тут могут быть детали?
Весьма нередко бывает так, что ребенок в семье, в принципе, постоянно находится «на сцене», в центре внимания. «Мы с мужем сядем и смотрим на него, смотрим – и никак не налюбуемся». Положение весьма опасное для психики ребенка. Дело в том, что в любом сообществе животных (а мы тут от своей физиологической природы никуда не уйдем) особь, на которую смотрят все остальные – это лидер. Лидер — это самый сильный, самый умный, которому все подражают. Но ребенок — далеко не самый сильный и не самый умный.
И ему жизненно необходимо кому-нибудь подражать. Но кому – если все вокруг с благоговением ловят каждый его жест? Что будет с таким ребенком? Возможно, откуда-то будут браться «непонятные» истерики. Такой ребенок может злиться и кричать на бабушку, если она вдруг посмеет во время его «выступления» говорить что-то дедушке или просто отвлечься.
Таких детей зачастую очень сложно бывает увести «со сцены». Все говорит о том, что такому малышу как раз с большим трудом дается роль второго плана, она их больше пугает, в ней они чувствуют себя неуверенными, буквально «теряют себя», когда их никто не видит. Значит, именно эту роль и надо отрабатывать. «Ставить на стульчик» маму, а еще лучше — папу и слушать их, затаив дыхание, не обращая внимания на ребенка, который, скорее всего, на первых порах будет старательно «перетягивать одеяло на себя».
Есть и другой вариант — стеснительные дети, которые ни за что не хотят выходить в центр, в круг. Причины этой стеснительности могут лежать в семье, а могут быть просто чертой характера ребенка. В любом случае, нужно пройти несколько этапов, чтобы это преодолеть. Первый этап, когда ребенок все «делает глазками». То есть он видит, как мама, папа или любой другой значимый для него взрослый выступает перед другими.
Это очень легко организовать в ходе какой-нибудь народной игры, которую можно затеять среди ребятни и мам во дворе. «По дубочку постучишь — вылетает сизый чиж» — и вот чижик в центре и повторяет уже известные движения. Рано или поздно наступит черед вашего малыша, и если он вдруг забоится — радостно выходите вместо него. Но сначала предложите выйти вместе.
Можно даже взять его на руки, ничего страшного — в этот момент вы буквально переливаете в него свою уверенность, делитесь ею. Когда совместные выходы станут привычными, начните ему предлагать: «Ты сам или со мной? Ну, давай вместе, а скоро ты уже и сам будешь, вот я обрадуюсь!». Проговаривание желаемого будущего — великая вещь.
Не стоит, пожалуй, говорить, что подобные «выходы», где бы они ни случались — в садике, во дворе, в компании друзей на дне рождении -это важный этап подготовки к школе, к ответам на уроке, к умению держать себя перед аудиторией.
Вторая ситуация — ребенок на профессиональной сцене. Тут прежде всего нужно предельно честно ответить себе на вопрос: а кому это нужно — вам или ребенку? Конечно, бывают малыши, которые «ну просто родились для сцены и чувствуют себя на ней как дома». Но в подавляющем большинстве случаев ребенок на сцене — это амбиции его родителей, это наша с вами попытка реализоваться в этой области: вот я какой хороший родитель, видите, мой-то!..
Еще раз повторим: с точки зрения нормальной логики развития, ребенок на сцене — явление неестественное. Почему? Потому что любое возвышение нужно заслужить, заработать. Чем зарабатывают его наши дети? Прежде всего – своей искренностью и непосредственностью, которой подпитываются взрослые зрители, живущие в мире, где искренность и непосредственность запретны. Нужно вам, чтобы ваш ребенок был подобным «донором»?
Чтобы сценические выступления принесли малышу не вред, а хоть какую-то пользу, нужно очень грамотно себя вести всем окружающим взрослым — педагогам и особенно родителям. Важно четко понимать позицию педагогов: к сожалению, для многих из них выступление — это результат, от которого зависит зарплата и карьера, и к маленьким артистам они относятся как к материалу, особо не задумываясь об истинных потребностях их развития. Большое счастье – попасть к педагогу, который будет растить личность для сцены, а не готовить очередной «потрясающий номер».
Важно соразмерить запас здоровья, которым наделила природа вашего малыша: хватит ли его на регулярные тренировки, на генеральные репетиции, ради которых обязательно придется жертвовать режимом (а он все-таки — основа здоровья).
И всегда нужно помнить о том, что энергию ребенку придется брать из того НЗ, который природа создала исключительно для роста и развития.
Важно присмотреться к тому, что происходит с ребенком после выступления: снижение аппетита, вялость или, наоборот, перевозбуждение, агрессия — все это говорит о том, что малыш испытал психическое перенапряжение, которое он сам не в силах снять.
Кроме того, у некоторых детей могут возникнуть проблемы во взаимоотношениях со сверстниками — если они начнут гордиться и хвастаться своими сценическими успехами. Таких ребят обязательно нужно учить видеть достоинства в окружающих – незаметные на первый взгляд, не подсвеченные софитами, как в случае «хвастунишки».
Идеальный, то есть самый безопасный случай, если ребенок относится к сцене как к работе — одной из многих. И понимает, что сцена — это нелегкий труд, а еще сцена – это вовсе не момент возвышения. Настоящие большие артисты выходят туда не ради собственной славы, а для того, чтобы отдавать, дарить, зажигать в душах людей свет и любовь, от которых мир станет лучше.
И если вашему ребенку суждена такая судьба.., все-таки лучше будет, если он свое детство проживет в здоровом, психологически благополучном режиме. А насладиться минутами его славы вы еще успеете.