Рисование для развития мелкой моторики ребенка


Пожалуй, мало кто из современных родителей не знает, что такое мелкая моторика и как важно ее развивать у малышей. Огромное количество упражнений и методик, направленных на ее развитие, сегодня уже никого не удивляет, разве что вводит в некий ступор: что же выбрать, чтобы не прогадать? Но во всем этом многообразии самым действенным и, наверное, самым доступным является рисование.


— AD —

Для самых маленьких

Как правило, мамочки не воспринимают всерьез совет о том, что начинать рисовать малыш может еще задолго до своего первого дня рождения, как только он начнет самостоятельно сидеть. Конечно, речь не идет о каком-то высокохудожественном творении, но знакомство с аксессуарами для рисования, то есть бумагой (в идеале ватманом) и красками (лучше пальчиковыми) можно смело начинать месяцев в семь-девять.

Не нужно тратить свои время и нервы, пытаясь научить ребенка в этом возрасте нарисовать даже обычное солнышко или травку. Начните с самого простого — знакомства с красками, к выбору которых подойти стоит очень серьезно. Ну вы же сами понимаете, что в этом возрасте малыш все пробует на зуб, а это значит, что и краски должны быть вполне «съедобными», с маркировкой, соответствующей возрасту вашего чада (как правило, на этикетках пишут, например: предназначено для детей до трех лет). Напоминаю, речь идет о пальчиковых красках! А вот теперь совет опытной мамы.

Юный художник перепачкается в процессе работы, как говорится, по уши, значит, надеть на него желательно старую одежду, которую не жалко и выбросить будет потом. А если температурные условия позволяют, кроха может предаться новому занятию просто в памперсе, заодно и воздушные ванны примет. А дальше все просто.

Усаживаете малыша на ватман (можно положить кусок неиспользованных обоев оборотной стороной), ставите перед ним несколько открытых баночек с краской. Не стоит брать сразу все цвета радуги, две-три вполне подойдут. И ни в коем случае не торопите кроху, пусть знакомится с новыми для него предметами. Если процесс знакомства слегка затягивается, малыш не может понять, как с этими инструментами обращаться, помогите ему, покажите пример — обмакните свой пальчик в краску и проведите им по бумаге. Со временем малыш поймет, что оставлять следы от пальчиков и даже ладошек крайне интересно. И, кстати, познавательно.

Провели одну цветную дорожку, проговорите, какой цвет вы использовали. Взяли другой цвет, опять назовите его. Поверьте, занятий через пять ребенок уже будет различать знакомые цвета, но не просто отличать их друг от друга: его можно будет направлять, прося использовать тот или иной цвет. Только в этом деле главное – не переусердствовать.

Даже если у вас все прошло «на ура», малышу это занятие пришлось по душе, не стоит проводить уроки рисования слишком часто — это быстро наскучит. Одного-двух раз в неделю будет достаточно. Конечно, банных процедур после рисования у мамочки прибавится, но результат стоит затраченных усилий, ведь рисование — это приобщение ребенка к творчеству и сильный толчок для его разностороннего развития. Да и любые хлопоты, связанные с малышом, — это приятные хлопоты.

Фантазируем и экспериментируем

С малышами постарше, ну, скажем, от года и чуток старше, лет до трех, можно смело переходить к следующему этапу.
Ребенок может рисовать не только пальчиками и ладошками, но и кисточками.

А если родители придумают, как можно в одном рисунке совмещать различные техники, рисование превратится из урока в увлекательное занятие. И опять из личного опыта. Мамочка пусть нарисует веточку, а малыш пальчиками дорисует ягодки. Или мамочка может нарисовать солнышко, а малыш кисточкой дорисует травку. В этом деле все зависит от фантазии взрослых и самого малыша. И не огорчайтесь, если ребенок не хочет рисовать ягодки, может, ему просто нравится выводить зигзаги или обычные кружочки; это всегда можно обыграть. Например, к кружочку добавить глазки и ротик — получается забавная рожица, а линии и зигзаги становятся похожи на тропинку и извилистую речку.

Только не забывайте все это объяснять малышу, ведь важно, чтобы он не просто «творил», а понимал, что делает. Ведь только в этом случае вы сможете привить вашему чаду любовь к творчеству. Между прочим, трехлетнему ребенку уже смело можно объяснять, что получится, если смешать различные цвета, только обязательно пробуйте это на практике.

Совместное творчество

А теперь давайте поговорим о том, как можно разнообразить уроки рисования, превращая их в совместное творчество взрослых и ребенка. Я предлагаю вам поиграть в кляксографию. Игра эта не просто веселая, она хорошо развивает воображение и мышление малыша. Поставьте на листе бумаги кляксу и подумайте вместе с ребенком, на что она может быть похожа. Причем кляксы могут быть различных цветов и даже необычных форм. А после того, как вы определились, чем могла бы быть эта клякса, попробуйте ее дорисовать. В результате может получиться необычная картина, а то и целый сюжет.

Еще один вариант совместного творения — рисование вслепую. Возьмите лист бумаги и мысленно разделите его на количество художников (например, на три части — для мамы, папы и малыша). Определитесь, кто будет начинать художествовать, а кто продолжать. Первый на своей части листа пусть изобразит часть какого-нибудь предмета (об этом лучше договориться заранее, а то получится, что кто-то рисует жирафа, а кто-то собаку), потом согнет лист так, чтобы закрыть свой рисунок. Тут вступает в игру второй участник, который своим карандашом или мелком дополнит рисунок и закроет свое творение, как и предыдущий участник игры, и третий пусть поступит так же.

Потом разверните листок и посмотрите, что же получилось. Будет очень весело — ведь ни цвета, ни пропорции не будут сходиться.

Если ребенок постарше, с ним можно попробовать нарисовать сюжетную картинку, причем делать это можно одновременно. Для этого понадобится полоска бумаги, которую взрослый и ребенок мысленно разграничат. Также заранее договоритесь, что должно получиться в итоге. Мы с сыном, например, так часто рисуем дворик или дорогу. Ребенку будет приятно ощущать рядом мамину руку, да и сама мама развлечется, детство вспомнит. Рисуйте одновременно, можете даже давать советы друг другу, подсказывать, а потом вместе любоваться готовым творением.