Итак, лето позади, и наступил учебный год. Надеемся, что ваши детки не сильно опечалены этим фактом, что они успели соскучиться по своим одноклассникам, шумным переменам, интересным урокам и разнообразным школьным мероприятиям. А чтобы помочь им после долгих летних каникул адаптироваться к школьному режиму, а заодно и «подогреть» интерес к обучению, предлагаю сценарий проведения дня рождения «Школа веселых и занимательных наук», который подойдет для именинников-младшеклассников.
Реквизит: вырезанные из цветной бумаги цифры «5» и «4» — их количество должно быть в 3-4 раза больше, чем количество приглашенных детей и по одной-две цифры «3» и «2»; плакат на входную дверь «Школа веселых и занимательных наук»; аудиозапись школьного звонка — записать на компьютер или подобрать подходящий сигнал на мобильном телефоне.
Начало. Когда приглашенные дети соберутся, ведущий начинает: «Здравствуйте, дети! Я — учитель Школы веселых и занимательных наук». Добро пожаловать в нашу школу! У нас всегда весело и интересно!
Скажите, пожалуйста, кто из вас какой школьный предмет любит?» Ребята называют разные школьные предметы, среди которых наверняка будут литература (чтение), пение (музыка), математика, рисование. Учитель: «Хорошо! Вот этим вашим любимым предметам и будут посвящены наши уроки-конкурсы. Итак, звенит звонок на первый урок!» Ведущий предлагает детям продемонстрировать, как звенит звонок, кому-то одному или всем вместе, а потом включает «настоящий» звонок.
«Уроки»-конкурсы
Урок 1. Литература.
Учитель обращается к ученикам: «Любите ли вы читать? Уверена, что любите и прочитали много интересных произведений. А помните ли вы их авторов?» Далее он называет героев популярных детских произведений, а дети должны назвать их авторов. Например:
• «Красная Шапочка» — Шарль Перро
• «Сказка о царе Салтане» — А. Пушкин
• «Незнайка на Луне» — Н. Носов
• «Курочка Ряба» — русская народная сказка
• «Приключения Чиполлино» — Дж. Родари
• «Ворона и лиса» — И. Крылов
• «Маугли» — Р. Киплинг
• «Айболит» — К. Чуковский
• «Волшебник Изумрудного города» — А. Волков
• «Свинопас» — Г.Х. Андерсен.
Если есть возможность, можно приготовить карточки-картинки с изображением героев этих произведений, тогда дети по очереди должны их вытягивать и называть авторов. После того как все авторы будут угаданы, учитель говорит: «Молодцы! А теперь — сюрприз! Сказочные герои прислали вам открытки, в которых поздравляют вас с началом учебного года и передают свои пожелания. А вы должны угадать, кто какую открытку прислал». Ведущий достает заранее приготовленные открытки (можно просто листы бумаги) и читает:
• Ребята, если по дороге в школу вы найдете денежку, то не покупайте самовар, как я это сделала. А купите интересную книгу. — Муха-цокотуха
• Мы, три братца, поздравляем вас с началом учебы! Хорошо учитесь! Тогда вы сумеете построить прочный каменный дом, как наш старший брат! — Три поросенка
• Берегите свои учебники! А то я взял и поменял подаренную мне папой азбуку на билет в кукольный театр. Эх, я так жалею об этом сейчас. — Буратино
• Учитесь в школе не только разным наукам, но и правилам вежливого поведения. Не будьте похожи на одну девочку, которая, придя к нам в гости, съела всю нашу кашу, качалась на стульчике Мишутки и сломала его! — Три медведя
• Ах, если бы я хорошо училась в школе, то не забыла бы, что волк – это хищник и ему нельзя доверять и рассказывать о своих планах! – Красная Шапочка
• А я, в отличие от некоторых, успешно учился! И достиг потрясающих успехов в школе магических наук Хогвартс. Эти знания пригодились мне в битвах с Волан-де-Мортом. — Гарри Поттер
• Мы, шесть фей, поздравляем с днем рождения! А также всех детей с началом учебного года! Берите с нас пример, учитесь на отлично, как мы в школе Алфея волшебного измерения Магикс. — Феи из мультфильма «Винкс»: Блум, Флора, Текна, Муза, Лейла, Стелла
По окончании «урока» (как этого, так и всех последующих) ведущий хвалит всех участников за знание и быстроту ответов, достает из своего пакета бумажные «пятерки» и «четверки» и вручает их отличившимся. Остальных подбадривает и вдохновляет на победу в других конкурсах.
1-я перемена.
Звенит звонок. Ведущий: «Вот и звонок на перемену! А на перемене мы будем… танцевать! Итак, дискотека!» Звучит зажигательная музыка, и несколько минут все танцуют.
Урок 2. Пение.
После звонка на второй урок учитель обращается к детям: «Начинаем урок пения! Предлагаю спеть песню для нашего именинника — песенку крокодила Гены «Пусть бегут неуклюже». Но исполнять ее надо будет необычным образом: я хлопаю в ладоши первый раз – вы все начинаете дружно петь эту песню.
Когда я хлопаю в ладоши во второй раз — петь продолжаете, но не вслух, а мысленно, про себя. Хлопаю в третий раз — вновь поете вслух и так далее.
Ваша задача — не сбиваться с ритма и продолжать дружно петь!» Начинается хоровое пение и продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Тогда песня начинается заново. Ведущий может помогать детям не потерять общий ритм, дирижируя и жестикулируя, особенно тогда, когда участники поют мысленно. Можно повторить такое пение с другой песней, предложив детям ее выбор. Когда все вдоволь напоются, самым музыкальным вручаются «пятерки» и «четверки».
2-я перемена.
И снова звонок и очередная танцевально-дискотечная перемена. Во время танца ведущий неожиданно начинает считать: «Дискотека волнуется — раз!
Дискотека волнуется — два! Дискотека волнуется — три! Диско-фигуры — замри!»
И выключает музыку. Все дети должны неподвижно замереть. А учитель, ставший на время диджеем, комментирует застывшие «скульптуры» и пытается их рассмешить и расшевелить.
Урок 3. Математика.
Звенит звонок, и начинается третий урок. Учитель: «Ребята, отгадайте загадку, с помощью которой вы поймете, какой у нас сейчас начнется урок:
Проживают в этой книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете»
Дети отгадывают, что речь идет о цифрах, учебнике по математике и, соответственно, уроке математике.
Ведущий: «Проверю, как вы знаете цифры!» И продолжает загадывать загадки:
Эта цифра похожа на стул,
Который я перевернул. (4)
Повернуть ее ты можешь,
Покрутить и так и сяк,
Цифра будет все такой же
Догадался, что за знак? (0)
Налитая, симпатичная
и… самая отличная. (5)
После разгадывания загадок учитель задает задачи посложнее:
Девять расписных матрешек,
В каждой — пять дочурок-крошек,
Если бы все дочки рядом встали,
Сколько б вы их насчитали? (9*5=45)
На яблоне было 12 яблок, а на березе на 2 яблока меньше. Сколько всего было яблок? (12)
Наш именинник лег спать в 8 часов вечера, а будильник поставил на 9. Сколько часов он проспит? (1 час)
Два сына катались на трехколесных велосипедах, а их папа — на двухколесном.
Сколько всего было колес? А ног? А глаз? (8, 6, 6)
По небу летали две ласточки, воробей, стрекоза, шмель и голубь. Сколько птиц летало всего? (4)
В зависимости от возраста ваших детишек вы можете сами подобрать подобные задания. По окончании урока раздаются очередные «пятерки» и «четверки», и звенит звонок на перемену.
3-я перемена
Ведущий обращается к детям: «Настало время большой перемены! Можно и поиграть!» Для игры участники делятся на две команды — «поросят» и «котят». Далее всем завязывают глаза и «перемешивают» между собой. По сигналу ведущего игроки начинают «хрюкать» и «мяукать», подавая таким образом знаки друг другу, чтобы собраться своей командой в «кучу», опередив команду соперников.
Урок. Рисование.
Звенит звонок на последний урок. Учитель просит команды не расходиться, так как рисовать дети будут, соревнуясь по командам. На стену вешаются подготовленные заранее два листа ватмана, на каждом из которых нарисован большой дом с окнами (можно схематично). Задание: из каждой команды участники по очереди подбегают к своему листу, рисуют в одном из окон человека и возвращаются обратно. Команда, первой «заселившая» свой дом, объявляется победительницей и получает «пятерки». Участников другой команды ведущий хвалит, например, за особую художественность и вручает им «четверки».
Итак, учебный день в Школе веселых и занимательных наук» закончен. Учитель обращается к детям: «Какие вы все молодцы! Вы умные, смекалистые, талантливые, ловкие и дружные! Неспроста у всех у вас в руках, посмотрите-ка, только хорошие оценки — «четверки» и «пятерки»!
А где же «двойки» и «тройки»?» Ведущий опускает руку в пакет и достает с его дна припрятанные «тройки» и «двойки», показывает их и продолжает: «Смотрите-ка, плохие оценки не достались никому!
Я думаю, что это неспроста! Это знак того, что вы все в наступившем учебном году будете хорошо учиться! Постараетесь! Договорились?» Дети дружно: «Да!»
На этой оптимистической ноте игровая, конкурсная часть заканчивается и можно начинать праздничное застолье.
Успеха вам в проведении дня рождения и столь же успешного учебного года!